Представительство Федерации объединений автомобильных школ открыто в Ростовской области. Путем объединения автошколы намерены убить сразу нескольких зайцев. Это позволит и более эффективно отстаивать собственные интересы перед проверяющими организациями, и повысить качество образования. В итоге «автомобильное» образование, рассчитывают в представительстве, выйдет на новый этап развития.
Идею о том, что автошколам нужно объединяться, в Ростове обсуждали еще осенью. Несколько месяцев ушло на организационные вопросы. И вот – первые итоги. В Ростовской области есть свое представительство федерации объединений автомобильных школ (ФОАШ). Его возглавил директор Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта Рубен Арутюнов. Сегодня в представительство уже вошли около 10 автошкол. При том, что в регионе их 189, цифра небольшая. Но, говорит Рубен Арутюнов, дело не в количестве.
«Перед нами стоит задача сформировать определенный костяк автошкол, который будет диктовать определенные правила и задавать тон всем остальным. Поэтому принимаем мы далеко не всех: есть специальная группа людей, которая выезжает в автошколу, подавшую заявку на вступление в представительство. Проверяющие знакомятся с учебной и материально-технической базой претендента, оценивают ее по ряду критериев. И только после этого принимается окончательное решение. Могу сказать, что трем автошколам мы отказали во вступлении. Конечно, они имеют право снова подать заявку, но только после того, как устранят все недочеты», – говорит руководитель представительства ФОАШ по РО Рубен Арутюнов.
Подтянуть отстающих и сформировать в области определенный стандарт «автомобильного» образования – одна из главных задач объединения. Представительство будет отслеживать все новинки в области законодательства и методических разработок и оперативно информировать о них весь «личный состав». Кроме того, дорогостоящее оборудование можно будет приобретать совместными усилиями. Но помимо выработки стандарта, задача объединения – создать «единый фронт», который сделает автошколы устойчивыми к внешним воздействиям.
«Самый главный плюс объединения – будет что-то, что сможет защитить каждого от всего того, что нас окружает. И чем больше вступит в это объединение, тем сильнее будет эта защита. А она очень нам нужна, раз уж так получилось, что мы стали такими «ущипаемыми» со всех сторон», – говорит Директор Ростовской юношеской автомобильной школы Ирина Зуева.
Главные оппоненты автошкол – это министерство образования. Тревогу у тех, кто готовит водителей, вызывает создание особого подразделения в составе министерства образования, которое будет заниматься исключительно надзором и вопросами лицензирования. Кроме того, нарекания у автошкол вызывает манера работы министерства.
«Они публикуют документы у себя на сайте, и ничего вообще не говорят: мол, обратите внимание, появилось новое требование. Такое впечатление, что мы сами должны чувствовать, когда и что в законодательстве поменяется. О последнем постановлении я бы вообще, если бы мне коллеги не сказали, и не узнал», – возмущается директор одной из автошкол.
«Мы хотим работать спокойно и ровно, – продолжает Рубен Арутюнов. – И если приходит проверка, то наша задача сделать так, чтобы у всех была нужная информация и документация, чтобы все, кто входит в состав федерации, работали по одному стандарту. И в этом случае они не будут у кого-то одного лицензию отбирать или приостанавливать, а будут считаться с общим мнением».
В ГИБДД идею объединения автошкол поддерживают. Достаточно сказать, что российская федерация объединений автошкол создавалась непосредственно при содействии и под эгидой департамента обеспечения безопасности дорожного движения. Правда, отмечает начальник УГИБДД ГУВД по РО Александр Коверзин, работать есть над чем. Пока уровень образования, который получают водители, милицейское начальство оценивает не очень высоко. Итоги проверки, которая прошлась осенью 2008 года, назвать удовлетворительными сложно.
«В 2008 году представителями ГИБДД и министерства образования проведено 202 проверки на предмет соответствия лицензионным требованиям, в итоге выдано 65 обязательных для исполнения предписаний. У 17 организаций, которые предписания не выполнили, приостанавливались лицензии», – такие данные приводит Александр Коверзин.
Скорее, на «удовлетворительно» оценили состояние автошкол в министерстве образования. В ходе тотальной проверки, которая прошла в июле-августе 2008 года, выяснилось, что без нарушений работает около трети учебных заведений. Министерство образования заявило тогда о намерении ужесточить требования к автошколам.
«По итогам проверки мы подготовили несколько предложений по закрытию автошкол, у нескольких десятков будут приостановлены лицензии. И мы будем ужесточать требования к автошколам. Идет формирование банка данных, и нас интересует, кто выдавал права водителям, нарушающим правила дорожного движения. Далее будет производиться анализ и можно будет экстраполировать, кто готовит водителей хуже всех», – рассказал об итогах проверки министр общего, среднего и профессионального образования РО Игорь Гуськов.