Судьба отечественного автопрома стала предметом ожесточенных политических баталий в Ростовской области. Пока полторы тысячи человек под знаменами партии власти одобряют правительственную линию решения вопроса, коммунисты делают серьезные заявления о провале путинских мер. Ситуация на флагмане донского автопрома – Таганрогском автозаводе – заставляет говорить о недостаточности существующих решений для вывода отрасли из кризиса и независимых экспертов.
Вопрос, как помочь отечественному автопрому, в Ростовской области синонимичен вопросу о судьбе ТагАЗа. До кризиса предприятие производило каждый второй Hyundai, продаваемый в России. Здесь трудилось около 8,5 тысяч человек. Сегодня продукция ТагАЗа выпадает из конкурентной обоймы: повышение цен сделало продукцию завода дороже зарубежных «одноклассников», не распространяется на таганрогских «корейцев» и кредитная субсидия. В середине недели завод стал центром притяжения общественно-политической жизни региона. Все началось с митинга в поддержку мер, принимаемых правительством. Полторы тысячи человек поддержали повышение таможенных пошлин на иномарки.
«Уверен, что сегодня те меры, которые принимаются президентом и правительством России, являются реальной поддержкой для российского автопрома», – говорит депутат Законодательного собрания Ростовской области, председатель комитета по строительству, ЖКХ, энергетике, транспорту и связи Владимир Гребенюк.
Политических оппонентов партии власти – коммунистов – уже пытаются обвинить в сепаратизме за поддержку акции на Дальнем Востоке. Ростовские коммунисты вообще заявляют о полном провале мер, которые принимаются президентом и правительством. Депутат Законодательного собрания РО, руководитель парламентской фракции КПРФ Владимир Бессонов считает: решение проблем и автопрома, и ТагАЗа требует системного подхода.
«В Советское время, когда государство активно развивалось, была сделана вполне успешная попытка обеспечить людей автомобилями. Мы просто купили готовый итальянский завод и поставили его у себя. И стали сами их делать. По такому принципу сейчас работают более 20 заводов в Китае, обеспечивая себя и машинами, и рабочими местами, и экспортными мощностями. КПРФ выступает против повышения пошлин на ввозные авто, потому что мы убеждены: сначала надо построить такой завод на Дальнем Востоке, а потом уже лишать людей насущного хлеба, – поясняет позицию партии Владимир Бессонов. – Что касается проблем ТаГАЗа, то их решением надо заниматься комплексно. У Путина был неплохой посыл: субсидирование 2/3 кредитной ставки для автомобилей отечественной сборки дешевле 350 тысяч руб.лей К сожалению, продукция ТаГАЗа выпала из этой ценовой категории. Но руководство предприятия должно задуматься: может, стоит пересмотреть ценовую политику и прежде всего – схемы образования цены? Мы недавно подняли этот вопрос: почему, например, Ростов не может покупать электроэнергию на Волгодонской АЭС по выходной цене плюс 25%? Зачем нужны все эти посреднические генерирующие, транспортирующие структуры? С этого надо начинать решать проблемы ТаГАЗа и многих других компаний».
О просчетах в государственной линии поддержки говорит и председатель совета отделения партии «Справедливая Россия» в Советском районе Ростова, руководитель объединения «Автоюрист» Евгений Шельмин. Его выводы еще более категоричны:
«Отечественному автопрому помочь очень сложно, и если смотреть правде в глаза, то практически никак. Работу СП GM-Автоваз можно считать провальным проектом. Скорее всего, то же самое будут ждать и другие попытки. Повышение пошлин всего лишь бьет по карманам граждан. Совершенно понятно, что правительство пытается помочь отрасли в целом, но от такой помощи автомобили не становятся более качественными и платежеспособность населения сама собой не увеличивается. Стоит помнить, что автопром представлен в двух сегментах: производители российских авто и отверточная сборка. Второй сегмент более или менее конкурентоспособен. Мало того, в РФ уже осуществляют сборку почти всех популярных марок автомобилей. Поможет ли второму сегменту поднятие пошлин? Скорее всего нет. Суммы не увеличились в десятки раз. При этом по-прежнему люди покупают именно те автомобили, на которые у них хватает денег».
Заместитель президента торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрий Корнюш рассеивает мнение о большей устойчивости российских сборок. Ахиллесова пята – зависимость от иностранных автокомпонентов. Перебои с поставками уже приводили к тому, что продукция ТагАЗа просто отсутствовала в наличии у дилеров. Стремительно слабеющий рубль также не усиливает позиции предприятий, что уже доказывает рост цен на корейские марки таганрогской сборки.
«Предприятиям, которые получают комплектующие из-за границы и которые набрали валютных кредитов, конечно, придется нелегко. Скорее всего, им придется сокращать выпуск, численность работающих... Конечно, если производитель перейдет на отечественные материалы или комплектующие, то ситуация может выглядеть не так драматично, но ведь это еще надо суметь», – считает Юрий Корнюш.
К слову, почти одновременно с Россией меры поддержки отечественного автопрома приняли и в Германии. Как сообщает информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting, гражданин страны получает 2,5 тысячи евро на покупку автомобиля, если избавляется от машины старше девяти лет. Немецкое правительство выделило на это полтора миллиарда евро. Помимо этого, владельцы легковых машин среднего и малого классов с пониженным выбросом CO2 получили налоговые льготы. Одновременно Германия убивает несколько зайцев: обновляет автопарк экологичными авто, стимулирует продажи, помогает собственному автопрому. Отметим, что все это – без ущерба для потребителей.
Фото: Фото с сайта Zr.ru