Начинается очередной этап гонений на праворульные автомобили в России. Однако опыт предыдущих стачек дал знать о себе, и на этот раз правительство планирует запретить не эксплуатацию автомобилей с правым рулем и неправильными красными поворотниками, а их ввоз на территорию России. Нововведение планируется на 2010 год, и под горячую руку также могут попасть китайские автомобили, несоответствующие нормам безопасности.
Инициатором нововведений выступил московский институт НАМИ, в стенах которого готовится соответствующий регламент, официальной задачей которого является повышение безопасности на дорогах страны. В объяснительной записке к техрегламенту говорится: «Ежегодно в Россию ввозится около 300 тысяч автомобилей, несоответствующих национальным требованиям РФ по светотехнике, обзорности, экологическим нормам, а также не предназначенных для правостороннего движения». По словам одного из разработчиков, заместителя директора государственного научного центра НАМИ Бориса Кисуленко, в России правостороннее движение, поэтому все импортируемые модели должны соответствовать этому условию.
Разумеется, есть и более прозаичная причина – борьба за рынок. Финансовый кризис и спад интереса к иномаркам подтолкнул правительство к решительным мерам по защите местных производителей. В частности, одобрено существенное увеличение пошлин на новые и подержанные иномарки и запрет на ввоз в Россию так называемых «конструкторов». Кроме того, ряд производителей, например, Toyota и Nissan, обратились в федеральную таможенную службу с просьбой запретить ввоз в Россию автомобилей, использующих их товарный знак без письменного разрешения – в случае одобрения запроса, импорт автомобилей соответствующих марок будет полностью блокирован. В свете этого многие считают лейтмотивом регламента очистку российского рынка от сравнительно недорогих автомобилей из США и Японии.
«И у ВАЗов, и у праворульных японских машин есть свои покупатели, – считает менеджер отдела продаж ВАЗ ростовского автосалона «Темп Авто» Артем Потягалов. – И никаких точек соприкосновения у этих марок нет, соответственно, на рынке они друг другу абсолютно не мешают. Говорить, что запрет праворульных автомобилей поможет отечественному автопрому – значит вводить людей, мягко говоря, в заблуждение. Сравнивать качество сборки тех и других – бессмысленно. Сопоставить цену, безопасность, комфорт, ресурс, технические характеристики тоже не получится – у наших и японок эти параметры несравнимы. Поэтому, если клиент созрел для покупки ВАЗа, он его и купит, а если имел возможность покататься на настоящей машине японской сборки, то больше на ВАЗ и не взглянет. В то же время сразу после принятия этого регламента, почувствовав поддержку, АвтоВАЗ взвинтит цены. Соответственно, создаст себе другую проблему – люди пойдут покупать китайские и корейские авто, которые уже сейчас и лучше и дешевле».
Сегодня для продажи в России нового автомобиля, он должен иметь так называемое одобрение типа, которое выдается по результатам государственной сертификации. Процедура подразумевает проверку соответствия автомобиля множеству требований – от уровня шума и загазованности в салоне до обзорности с места водителя. Однако до сих пор от процедуры сертификации были освобождены автомобили вторичного рынка, что позволяло ввозить в Россию любой автомобиль, одобренный в одной из стран мира. Новый регламент подразумевает проведение сертификационных процедур для бэушных автомобилей.
Однако разработчики регламента считают, что возможность использовать коренного японца в России останется: «Главное, чтобы автомбиль имел левостороннее расположение руля. У нас существует вполне легальная процедура переноса рулевой колонки и педалей с правой стороны автомобиля, на левую. – сообщил руководитель НИ ЦТЭ НАМИ Юрий Глумов. – Для того чтобы осуществить это мероприятие, необходимо сначала обратиться в ГИБДД по месту регистрации автомобиля, они направят вас к нам на экспертизу. Стоит она от трех до 30 тысяч рублей. Естественно, при условии наличия сертификатов на металл, пластик, электронику». Однако много ли найдется желающих связываться с дорогостоящей и муторной процедурой по пересадке руля, которая в своаокупности может обойтись в сумму до 100 тысяч рублей, что перекрывает разницу в цене между праворукой машиной и аналогичной машиной с левым рулем.
По данным агентства «Автостат», доля праворульных автомобилей колеблется от 0,9% в Западной части России до 84% на Дальнем Востоке, и нововведение может больно ударить по экономике восточной части России. Что касается центральных регионов, то представители марок относительно спокойны: многие заявили, что в случае введения регламента просто переориентируют свой бизнес на поставку «легальных» автомобилей или займутся поставкой запчастей.
Фото: Фото с сайта Gorobzor.ru