Спидоманы – новая гроза ростовских улиц. Пациентами, которые не могут жить без предельной скорости, ростовских психиатров уже не удивишь. Статистики, сколько ДТП происходит по их вине, официально не существует. Однако внимание к психическому здоровью водителей намерены проявить уже даже российские сенаторы.
Примета времени
В поисках панацеи от растущего числа ДТП сбились с ног не только правоохранительные органы. Милиция усиливается и обзаводится новой техникой, законодатели исправно ужесточают ответственность. Но аварийность побеждает. По данным за девять месяцев только по Ростову-на-Дону число дорожно-транспортных инцидентов увеличилось на 17%.
При этом подавляющее большинство аварий, как подчеркивают милиционеры, происходит сознательно и по вине участников происшествий. На помощь законодателями и милиции пришли ростовские психиатры. Они предположили, что мы просто работаем не в том направлении.
«Учета у нас нет лет десять. По нашим данным, около 15-16% населения – душевнобольные. Далее специфика современного российского общества такова, что сегодня процветают различные формы зависимостей. Страна пьющая, с высоким числом наркоманов. Процветают болезни, которые приводят к нарушениям закона, – пиромания, игромания. Спидомания из этого же числа», – говорит психиатр-нарколог Виктор Солдаткин.
Эксперт в области современных маний называет вполне конкретные цифры. Практически у каждого ростовского психиатра, как заявляет он, по четыре-пять пациентов, одержимых жаждой скорости.
«Я могу сказать, что у меня у самого есть такой пациент. Он передвигается днем по городу на очень больших скоростях. И когда он едет ко мне на прием, я очень переживаю: появится ли он или же мне позвонят и скажут, что он попал в аварию. Изучение этого аспекта, по моему мнению, – очень важная задача», – констатирует Виктор Солдаткин.
Спидомания, по мнению психиатров, – логичная примета времени. Люди становятся «пожирателями» материальных благ, труд и общение уже не приносят им счастья – выброса тех самых эндорфинов, которые за это чувство отвечают. И человек пытается восполнить их недостаток двумя путями: усилить выработку в организме либо же получить извне. Первый путь ведет к алкоголизму и наркомании, второй – к более разнообразным маниям. Кто-то раз в месяц меняет мобильный телефон, кто-то без устали ходит по магазинам. Спидоманы могут получить удовольствие только от передвижения на большой скорости. Безопасность других, что логично, больного человека волнует меньше всего.
Спортсмен или фанат?
Психически больными людьми общество по инерции считает ночных гонщиков. В Ростове до сих пор вспоминают, как несколько лет назад в итоге в одной из таких гонок погибла женщина, костюмер театра имени Максима Горького. Две «десятки», за рулем одной из которых, кстати, был помощник судьи одного из районных судов Ростова, наперегонки мчались по Большой Садовой в сторону Театральной площади. Въехав на площадь, судейский автомобиль не справился с управлением, снес две легковушки и автобусную остановку, на которой тогда находились люди. Любители ночных гонок, впрочем, уверяют, что подобные трагедии к гонкам не имеют никакого отношения.
«Это дело личной распущенности, и я считаю, что нельзя из-за таких вот дебилов считать больными на голову всех, кто любит ночные гонки либо гонки вообще. Лично мне интересно было подготовить машину так, чтобы она выдавала большую скорость. Но мы живем в цивилизованном мире, есть площадки – езжай на выходных и выпускай адреналин. Как большинство и делает. А уроды, которые считают, что им все можно, есть всегда и везде», – делится мнением ростовский ночной гонщик.
Страдающие спидоманией в автоспорте – это единичные случаи, как заверяют «профессионалы». Люди, борющиеся за секунды на трассах, в жизни водят абсолютно по-другому.
«Садясь за руль в мирных условиях, я испытываю настоящий кайф от того, что не надо ни за кем гнаться», – говорит легендарный пилот команды «КАМАЗ-мастер», пятикратный победитель ралли Париж–Дакар Владимир Чагин.
Спидоманом может стать кто угодно, подчеркивают медики: здесь нет особой зависимости от пола, возраста, не особо важна даже навороченность авто. Правда, ростовские психиатры все же отмечают, что довольно высокий процент их клиентов – это обеспеченные люди, как правило, отпрыски состоятельных семей.
«Кирпич» от депрессии
Пока работа ростовских психиатров разбивается о существующее российское законодательство. Легальных рычагов воздействия, которые бы приводили подозрительных водителей на обследование к психиатру, нет. Лечение возможно только с согласия пациента.
Впрочем, буквально на днях внимание к психическому здоровью водителей проявили российские сенаторы. Сенатор Владимир Федоров в интервью «Российской газете» озвучил идею о приостановке действия водительских прав по психологическим причинам. Правда, аспекта добровольности предложение бывшего начальника российской госавтоинспекции не устраняет.
«Например, у человека могут появиться психические заболевания. То есть он не болен хронически, но в какой-то момент в результате стрессовой ситуации у него начался психоз или депрессивное состояние. Даже если его не положили в клинику, а он находится под наблюдением врача, действия его прав нужно приостановить. В таком состоянии садиться за руль опасно не только для самого человека, но и для окружающих. А по ныне действующим законам он может и в таком состоянии управлять машиной. Остается только ждать, когда он кого-нибудь собьет. И лишь на суде выяснится, что он был неадекватен и наказывать его по всей строгости закона нельзя», – уточнил Владимир Федоров.
В свою очередь в правоохранительных органах в успехе затеи сомневаются. Как предположил на условии анонимности близкий к органам собеседник корреспондента 161.ru, погоня за психическим здоровьем нации может лишь усложнить ситуацию на донских дорогах.
«Уголовную ответственность для наркоманов тоже отменили из добрых побуждений, мол, люди больные. А теперь эти «больные люди» подсаживают на наркотики своих родственников и друзей. И ни за что не отвечают. Давайте сейчас еще и реальных преступников на дорогах, королей, которые считают что им все можно, объявим больными и будем лечить вместо того, чтобы сажать. У нас другое общество, здесь всякие послабления из американских сериалов не подойдут. Нужно, чтобы человек четко знал, что если он превысит скорость, то его жестко накажут, а не дадут возможность побегать за медицинскими справками».
Фото: Фото с сайта My220.ru