Пятьсот рублей может стоить водителю одна прикуренная за рулем сигарета. И это – только если застукают впервые: рецидивисты выложат за вредную привычку до двух тысяч рублей. Проект поправок в КоАП, запрещающих курение за рулем, вернулся в нижнюю палату Государственной Думы России.
Вернулся – потому что не далее чем в середине апреля парламентарии уже отклонили один подобный законопроект. Так, в сентябре 2007 года инициативу проявила северная Тюмень.
«Суть изменения – запретить водителям курить за рулем, так как это, по мнению депутатов, мешает управлять автомобилем и провоцирует ДДП. Из пояснительной записки к документу: «При прикуривании сигареты глаза отрываются от дороги. Нужно помнить, что автомобиль, движущийся со скоростью 60 километров в час, в течение одной секунды пробегает более 16 метров», – уточнила представитель управления по обеспечению информационной политики Тюменской областной Думы Елена Зубкова.
Инициативу северян Государственная Дума рассмотрела в апреле текущего года. И – проект поправок зарубила.
«Госдума по формальным причинам не может одобрить введение такого штрафа. В настоящее время законом о безопасности дорожного движения не предусмотрен запрет на курение водителя, поэтому не может быть законодательно установлено и наказание за это», – так пояснил позицию парламентариев председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Правда, прожить без курящих водителей Госдума смогла всего пару месяцев: на днях аналогичный законопроект вернулся в нижнюю палату. Правда, на этот раз идея пришла с юга: инициатор рассмотрения – депутат от ЛДПР и по совместительству заместитель председателя комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Напсо представляет Краснодарский край. В новом законопроекте точнее расписаны наказания – 500 рублей за первый раз, от тысячи до двух – за «рецидив». В остальном южанин опирался на опыт и выводы тюменских первопроходцев.
Эксперт по правам автомобилистов, лидер движения «Общественный актив Ростова» Евгений Шельмин в интервью корреспонденту 161.ru заявил, что законопроект вполне жизнеспособен и с юридической точки зрения имеет право на жизнь. Но с точки зрения эксперта, думцы могли бы подумать и о более жизненных вещах.
«Почему наших депутатов так волнуют такие вопросы, как запретить или нет курение за рулем, остается непонятным. Статистика подтверждает что количество ДТП растет, количество погибших тоже, а основные ужесточающие ответственность поправки в КоАП уже вступили в силу! Водители как управляли транспортными средствами без прав, так и управляют, как ездили в нетрезвом виде – так и продолжают... Все попытки властей привели лишь к увеличению размера взяток. Почему законодателей не волнует вопрос привлечения к ответственности органов местного самоуправления по вине которых дорожное покрытие становится причиной ДТП? Почему программа повышения безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2012 года, так и остается формальностью», – задается серией вопросов Евгений Шельмин.
Впрочем, внимание депутатов к курящим водителям с точки зрения глобализации случайным не назовешь. Подобные ограничения действуют уже в ряде европейских стран. В частности, в Англии курение относится к разряду отягчающих факторов – то есть, как и прием пищи, считается аварийно опасным. И если полицейский сочтет, что вслед за прикуриванием может последовать авария, водителю придется заплатить около 30 фунтов стерлингов штрафа (это примерно 60 долларов). Впрочем, в Европе ставку делают еще и на создание образа непрестижности курения за рулем. Так, машина курящего человека может стоить при продаже значительно дешевле, чем «чистое» авто.