Уважительно относиться к старейшему ростовскому виду общественного транспорта попросил на одном из совещаний мэр Ростова Михаил Чернышев. Правда, пока увидеть перспективу в развитии трамвайного движения сложновато: оно остается изгоем ростовских улиц. Но, уверен главный идеолог ростовского трамвайного возрождения Игорь Политика, что при правильном подходе на трамвай пересядут даже автовладельцы.
Долговечная экономичность
Сегодня трамваи в Ростове почти не заметны. Далеко позади остались восьмидесятые, когда по улицам до поздней ночи громыхали даже не то что вагоны – составы из двух, а иногда даже и трех вагонов. Впрочем, то, что водители легковушек останавливались, чтобы пропустить выходящих пассажиров, также помнят только ростовчане средних лет. Сегодня трамваев, пусть даже и красавцев усть-катавского завода, в городе почти не видно.
Возможно, потому, что жизнь сместилась от трамвайных путей – Горького и Станиславского – к асфальтированным магистралям – Садовой и Красноармейской. Впрочем, хоронить трамвай очень и очень рано, считает идейный борец за ростовское трамвайное возрождение Игорь Политика директор МУП «РТК», компании, которая закупает, выводит на линии и обслуживает трамваи.
«Пассажиропоток растет. В 2007 году объем пассажироперевозок увеличился на один миллион пассажиров, мы в итоге перевезли 12,5 миллионов человек. Это произошло как за счет обновления подвижного состава, так и за счет того, что движение стало регулярным», – отмечает Игорь Политика.
Ростов должен вслед за европейскими столицами оценить преимущества этого вида транспорта. А плюсы, считает глава РТК, несомненны. Просто о них мало кто знает. «Трамвай – это самый безопасный на сегодня вид транспорта. Вы посмотрите, как бьются автобусы и маршрутки! С трамваями такое попросту невозможно. Во-вторых, у трамвая наибольшая пассажировместимость. Наши, то есть бывшие европейские автобусы, согласитесь, не предназначены для большого числа пассажиров. У них узкие двери и узенькие проходы.
Трамвай специально сконструирован для пассажира с объемным багажом. Плюс устойчивость. Как движется трамвай и как прыгает на любой яме автобус – можно даже не сравнивать. И главное – это экономичный вид транспорта. Во-первых, электричество намного дешевле топлива. Во-вторых, как подсчитали ученые, обычная автомагистраль требует полного ремонта раз в пять-десять лет. Трамвайные пути – раз в 25 лет», – не задумываясь, перечисляет преимущества Игорь Политика.
Собеседник корреспондента говорит о весьма амбициозных планах: пересадить на общественный транспорт часть ростовчан, которые пользуются личными авто. Игорь Политика в успехе уверен. Но только в случае, если будут соблюдены определенные требования. «Транспорт должен быть комфортным. И транспортная дискриминация должна быть минимальной», – резюмирует директор РТК.
Дело в воспитании?
Схема, при которой общественный транспорт получит приоритетную полосу движения, сейчас готова к внедрению. Как пояснил заместитель директора городского управления автомобильных дорог по организации дорожного движения Василий Зырянов, основана она будет на системе GPRS-навигации. При подъезде к светофору водитель автобуса сможет узнать, сколько осталось до смены его сигнала, и если ему, чтобы преодолеть светофор, нужно на три-пять секунд больше, из автобуса последует запрос на светофор. Его цвет сохранится до прибытия транспорта.
«Помимо этого на остановочных комплексах установят световые табло, где в режиме реального времени будет отражаться временной интервал, оставшийся до прибытия того или иного автобуса. Таким образом, пассажир сможет сориентироваться в графике», – рассказывает Василий Зырянов.
Правда, такая схема будет внедряться первоначально только на проспекте Стачки и только для автобусов. Трамваи в списке на выделенную полосу движения не значатся. Из-за того, что дорожному полотну на участках их движения требуется ремонт. Более того, считает Василий Зырянов, проблемы трамвая далеко не так легко решить, как вопрос с полосой приоритетного движения.
«Я думаю, что ситуация с трамваями – это вопрос воспитания человека, прежде всего водителя. Конечно, этим женщинам, которые водят вагоны по Горького, Станиславского, нужно памятник ставить. Только посмотрите, как их не пропускают, загораживают дорогу. Но люди-то прекрасно знают, что они движутся по улице, где ходят трамваи», – говорит Василий Зырянов.
Еще одна проблема – загруженность центра Ростова. Легковые автомобили обходили бы ту же улицу Горького десятой дорогой, если бы другие магистрали были посвободнее. Так что у транспортной дискриминации не только субъективные корни.
«Любите трамваи!»
Именно с таким эмоциональным призывом выступил на одном из заседаний мэр Ростова Михаил Чернышев. «Трамвай – это очень удобный вид транспорта, и в его развитии есть перспектива. Это еще и экологически чистый транспорт, что особенно значимо для Ростова и его жителей. По всей Европе трамвай очень развит, нам нужно перенимать и возрождать этот опыт», – призвал градоначальник.
Собственно, от трамвая в Ростове уже не отказываются. Медленно, но верно идет ремонт дорожного полотна. Заменяется подвижной состав: до конца года в Ростове появятся еще минимум пять новеньких вагонов, которые встанут на сохранившиеся городские маршруты.
Фото: Фото автора