Поправки в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» действуют уже два месяца. Прошел первый испуг, позади – ошеломляющие новогодние распродажи. Работники автомобильного рынка обрели возможность мыслить трезво. Улучив момент до наступления следующей череды праздников – 23 февраля, переходящее в масленицу, и 8 марта – 161.ru совместно с экспертами попытался подвести первые итоги законодательной реформы. Что принесло ужесточение Закона «О защите прав потребителей» игрокам ростовского рынка и так ли страшен оказался закон, как прогнозировали – на эти вопросы отвечали собеседники корреспондента 161.ru.
«Потребительский экстремизм» – это словосочетание звучало в высказываниях ростовских автодилеров в течение всего декабря. В оценке поправок сходились даже злейшие конкуренты: игроки рынка прогнозировали всплеск необоснованных покупательских претензий.
«То есть, произойти может буквально следующее: не понравился цвет автомобиля теще, его вернули в салон», – заявил один из дилеров.
«Закон очевидно сырой. В соответствии с ним, мы обязаны будем возместить все расходы: бензин, тюнинг, страховку. Вот и представьте: человек все поменял, поставил кожаные кресла, ездил весь гарантийный срок и на его исходе машину возвращает: не нравится», – прогнозировал представитель компании «Темп-Авто» на одном из брифингов, посвященных развитию авторынка Ростова. Сегодня компания заявляет, что уже почувствовала на себе влияние изменений.
«Вступление в силу поправок к закону о защите прав потребителей ощущается уже в полной мере, – рассказал коммерческий директор ООО «ТЕМП-АВТО» Дмитрий Манов. – В конце января мы оформили возврат одной иномарки, в начале февраля – одного «ВАЗа».
Претензии покупателя в случае с иномаркой были обоснованными, по заключению специалистов нашего сервиса, там имел место брак производителя, вендер признал существующие недостатки, и мы могли вернуть автомобиль на завод.
Дефекты были легкоустранимые и носили сезонный характер – это были потеки масла из фильтра при низких уличных температурах. Ввиду дефицита данной модели автомобиля на него быстро нашелся покупатель, который был в курсе истории машины, и мы вышли из данной ситуации с минимальными потерями. Возврат «ВАЗа» мы оформили только по причине нежелания вести судебные тяжбы с клиентом, на подобные вопросы у нас просто нет времени, да и наши юристы перегружены более существенными делами».
Не только в регионе, но и в целом по России прослеживается эта тенденция: автодилерам, которые дорожат своим именем, проще действительно решить конфликт миром, нежели тратить время, силы и репутацию на долгие разбирательства. Впрочем, считают юристы, почву для развития потребительского экстремизма закон даже в новой редакции не предоставляет.
«Понятие «недостаток», в случае наличия которого высокотехнологичный товар можно обменять в течение 15 дней, в законе строго определено. Недостаток – это то, что мешает использованию товара по назначению. К примеру, неисправный прикуриватель никак не влияет на ходовые характеристики транспортного средства, – поясняет адвокат Игорь Баскаков.
Вести судебные тяжбы, впрочем, не особенно хотят и сами автолюбители. Более того: заменить машину даже в случае значительного повреждения – процесс более трудоемкий, нежели ремонт по гарантии. Такую точку зрения в эфире радио «Свобода» озвучил вице-президент и руководитель юридической службы Общества потребителей автотехники Росии Антон Недзвецкий: «Автомобиль в течение 15 дней, если выявился какой-то несущественный недостаток, проще по гарантии отремонтировать, если это можно сделать быстро – за полчаса или за час. Приехал на техническую станцию и устранил. Потребитель ничего не выигрывает, вернув машину в течение 15 дней. Потому что это значит, что нужно заново зарегистрировать ее, застраховать. Потом проблема с налоговой инспекцией – придется отчитываться, почему вдруг, чего ждали»
Впрочем, два месяца при работающих поправках на ростовском авторынке выявили гораздо более важную тенденцию, нежели так и не состоявшийся «расцвет потребительского экстремизма». Поправки, сошлись во мнении эксперты 161.ru, могут оздоровить ростовский авторынок: дилеры станут более открытыми, конкуренция – более честной, сам уровень торговли изменится.
«Покупатель будет предпочитать максимально стабильные салоны продаж, которые дорожат своей репутацией и заинтересованы в том, чтобы сохранить лояльность населения к своему бренду», – утверждает Дмитрий Манов.
«Поправки к Закону «О защите прав прав потребителей» никамим образом не должны влиять на отношения «продавец-потребитель», так как уважающий себя дилер обязан независимо от изменений в законодательной базе строго выполнять все требования дистрибьюции, то есть быть профессиональным продавцом, исполнителем гарантийных обязательств перед потребителем и профессиональным логистом по вопросам обеспечения запасными частями и расходными материалами, – резюмирует заместитель генерального директора группы компаний «XXI век» Андрей Хмелевский. – Наличие вышеперечисленых критериев автоматически способствует соблюдению дилером своих обязательств в рамках действующего Законодательства РФ и поднимает престиж и значимость продавца в глазах потребителя».
Окончательные выводы о том, какое влияние окажет видоизмененный закон на региональный рынок, покажет время. Пока же ростовские автодилеры обсуждают возможность создания собственного объединения – вроде «Союза защиты прав автодилеров». В Ростове обсуждается проект организации, которая сможет юридически защищать продавцов от покупательского произвола.
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ