RU161
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

0 м/c,

760мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Страна и мир Упаковали жизнь в чемодан. Истории ростовчан, покинувших Россию из-за событий на Украине

Упаковали жизнь в чемодан. Истории ростовчан, покинувших Россию из-за событий на Украине

Как уезжали и с какими трудностями столкнулись на новом месте

Делимся историями оппозиционерки, художницы и журналиста

За последнее время из России уехали десятки тысяч человек. Только в Грузии осели 12 тысяч человек. 161.RU публикует истории трех известных ростовчан.

В этом тексте мы заменили все запрещенные для публикации в России слова, сказанные героями, наименованием Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — [Роскомнадзор].

Анастасия Луговская

художник-керамист

Анастасия — создатель бренда керамических изделий «Я домой». Ее работы называют современной гжелью, в которой художница воплощает свою гражданскую позицию. Девушка успела поработать с комиком Данилой Поперечным и с признанной иностранным агентом «Медузой». А среди поклонников ее творчества — бизнесмен и меценат Евгений Чичваркин.

― Причин переезда три: мне не хочется жить в стране-[Роскомнадзоре], я боюсь репрессий и очень скоро мне попросту некому будет продавать мою керамику в России. В Тбилиси я и без этого собиралась пожить, начиная с мая, ― очень люблю эту страну и этот город. Но пришлось уехать раньше. На Тбилиси пал выбор еще и потому, что здесь оказалось много друзей и знакомых, которые уехали из России. Правда, большинство собирается в дальнейшем уехать в Европу.

Аэропорт Ростова закрыт. Доехала на поезде до Сочи, оттуда взяла прямой рейс до Еревана, но его отменили за несколько часов. Взяла новые билеты и следующим днем полетела в Минеральные Воды, а оттуда — в Ереван. Сделала ставку на «Азимут», так как у них суперджеты, и риска отмены рейса из-за того, что самолет в лизинге, нет. Не прогадала. В Сочи задержали посадку, в Минводах рейс перенесли на полтора часа.

Меня не отводили на допрос, но несколько человек из самолета — да. Вроде бы с рейса никого не сняли, но у одного парня точно спрашивали отношение к политической ситуации. На паспортном контроле проверяющая женщина заявила, что я не похожа на себя в загранпаспорте, попросила российский: «Здесь тоже не похожи». Посмотрела визы: «Вы везде разная». Я пожала плечами и улыбнулась. [Спрашивает]: «Обратный билет есть?» Говорю: «Был, но "Уральские авиалинии" вчера отменили рейсы, прилечу в Ереван и буду покупать заново». Пропустила.

Из Еревана ехала маршруткой в Тбилиси, на паспортном контроле снова была женщина, которая очень пристально смотрела сначала в паспорт, потом в [результат] ПЦР-теста. Там же задержали пару человек. Одного пропустили, другого нет — какая-то проблема с документами.

Перед вылетом в Ереван я чистила [в соцсетях и мессенджерах], казалось, всё, что было возможно, и удалила Instagram (владеющая им компания Meta признана экстремистской организацией на территории РФ. — Прим. ред.). Казалось, что если увидят мою керамику, то вопросы точно возникнут. Мессенджеры не удаляла, так как это могло бы вызвать подозрения. Обошлось.

Из того, что наблюдала я: на допрос отводили тех, кто очень сильно волновался. Но приехала сюда, и оказалось, что это только мой опыт. Система работает рандомно. Мне кажется, нужно держаться уверенно, приветливо, строго придерживаться легенды, которую придумал, и удалить с телефона любые материалы, за которые могут «спросить».

Глеб Голод

журналист

Глеб работает с федеральными изданиями. Среди таких СМИ — признанная иноагентом «Медуза» и «Такие дела». На счету Глеба несколько номинаций на престижную в журналистской среде премию «Редколлегия». В начале марта журналист вместе со своей девушкой переехали в Тбилиси.

― Решил переезжать из-за профессиональных рисков, связанных с потерей свободы — об этом поступали сигналы. Плюс из-за запрета в России профессии журналиста как таковой. Введенная военная цензура, блокировка практически всех независимых изданий, с которыми я работал и работаю, дали понять, что надо покинуть Россию. Возможность сесть за попытки продолжать свою деятельность не очень приятна. Я хочу называть своими именами то, что у вас называть своими именами нельзя. Мне очень не нравится эта тенденция, которая появилась уже давно. Сначала нельзя было просто называть какие-то компании и организации — [надо] писать, что они признаны иноагентами и нежелательными. Теперь я не должен называть [Роскомнадзор] [Роскомнадзором], а должен говорить «специальная военная операция». Это идет в разрез с представлениями о здравом смысле.

Переехали в Тбилиси, в Грузию, 8 марта. Решили туда, потому что оба любим эту страну. Это во-первых. Во-вторых, потому что здесь есть российская движуха. Грузия становится столицей эмиграции. Ну, и это страна с мягким визовым режимом, здесь можно находиться до 360 дней.

[При переезде] возникли скорее эмоциональные сложности, потому что тяжело расставаться с родными, с друзьями. Не знаешь, когда их снова увидишь и увидишь ли. Плюс нужно упаковать всю свою жизнь в один чемодан и уехать в никуда, в новую страну, в новый мир.

Если говорить о каких-то логистических сложностях — их не было. Мы легко смогли уехать. Нам повезло. Да, маршрут был построен сложно — деталей раскрывать не буду. И дорога из Ростова до Тбилиси заняла двое суток или чуть больше. Но в нынешних условиях как-то по-другому сделать было нельзя.

Да, дополнительные проверки были. Попросили пообщаться с сотрудниками погранслужбы ФСБ в аэропорту. Но это было лайтово по сравнению с тем, как меня два часа допрашивали майоры ФСБ той же погранслужбы два месяца тому назад. Здесь же была более подробная проверка мотивов. Интересовались обратным билетом, надолго ли едем, куда, почему, чем занимаюсь. Проверили телефон. Да, рекомендую почистить телеграм-каналы, чаты на этот случай. И перебили IMEI телефона: «Если вы вдруг потеряетесь, чтобы мы смогли вас найти».

Ксения Серёдкина

экс-координатор ростовского «Штаба Навального» (признан экстремистской организацией и запрещен, а политик Алексей Навальный внесен в список террористов и экстремистов. — Прим. ред.)

Ксения несколько лет руководила «Штабом Навального» в Ростове. В 2021 году она пережила обыски и несколько арестов из-за несанкционированных акций протеста. После признания ФБК экстремистской организацией Ксения покинула регион, а после новой волны обысков в декабре уехала из страны.

― Причина переезда у меня была одна — страх за моего ребенка. После признания штабов экстремистской организацией, я продолжала оставаться в России. Даже после ареста Лилии Чанышевой (бывший координатор штаба ФБК в Уфе. — Прим. ред.) я не уехала. Но когда 28 декабря прошла вторая волна обысков и арестов по делу об экстремизме у моих бывших коллег в Томске, Иркутске, Бийске, Архангельске и Энгельсе, решилась на переезд.

Страшно становилось от мысли, что меня могут посадить, а ребенка — отправить в интернат. Ведь у меня нет родителей и бабушки с дедушкой соответственно. Если бы у меня не было детей, с места не сдвинулась бы точно. Но когда несешь ответственность за кого-то кроме себя, это немного другое.

Я уехала 28 декабря в Грузию. Сейчас в Тбилиси. Поехала именно туда, потому что действует безвизовый режим. Плюс много друзей и бывших коллег находятся там. И языкового барьера здесь практически нет.

Сложность была только в поиске билетов, так как искали билеты буквально на сегодняшний день — предложений мало и те по завышенной цене. Я ведь до последнего не собиралась уезжать и к переезду не готовилась.

Мы летели через Ереван в Тбилиси. И там, и там нас приняли очень хорошо — армяне и грузины добры и гостеприимны. При пересечении российской границы не опрашивали и не досматривали — мы же уехали до начала [Роскомнадзор] с Украиной. Сейчас многие мои друзья и знакомые, принявшие решение покинуть Россию, проходят через допросы и досмотры на российской границе. Это совершенно незаконно, конечно же.

Сложно советовать что-то конкретное будущим эмигрантам. Ситуации у всех разные. Оставайтесь людьми, относитесь уважительно к стране, которая готова вас приютить в такое страшное для всего мира время. Подумайте о том, какую пользу вы можете ей принести. Чтобы избежать ошибок, не стесняйтесь даже по самым пустяковым бытовым вопросам спрашивать совета у знакомых и друзей, которые уже покинули Россию. Будьте готовы, что первое время будет очень тяжело морально из-за расставания с родиной. По возможности, подыщите для себя психолога, если будете чувствовать в этом необходимость.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем