Малолетний ростовчанин Елисей Слабоус стал инвалидом детства из-за врачебной ошибки. К такому решению пришел суд в Ростове-на-Дону. Областная детская больница, в которой лечили ребенка, приговорена к выплате семье потерпевшего 200 тысяч рублей морального ущерба. Однако медики намерены обжаловать приговор.
Правильный диагноз – туберкулез кости – ребенку поставили питерские врачи. До этого в Ростове за год Елисей Слабоус перенес несколько тяжелых операций под наркозом, прием серьезных медикаментов, бесконечные обследования.
Летом 2012 года десятимесячный Елисей перестал становиться на ножку, колено стало отекать, поднялась температура. В городской больнице №20 ему поставили диагноз «инфекционно-аллергический артрит».
Лечение к улучшению здоровья не привело; мать мальчика поехала на консультацию в медицинский университет. Оттуда их направили в грудное отделение областной детской больницы. За месяц пребывания в областной положительная динамика не наступила. Снова пришлось обратиться в медуниверситет. Там сказали, что малыши до года артритом не болеют, и вызвали на помощь детского хирурга высшей категории Виктора Шамика.
«16 октября 2012 года мы экстренно легли в детскую хирургию ОДБ. Результаты анализов показали, что гной в колене стерилен. Это должно было насторожить Виктора Шамика, как нам позже заявили питерские врачи. Но нас прооперировали и после удаления гнойной капсулы выписали», – рассказала 161.ru мать ребенка Наталья Слабоус.
Шов не заживал, и через полтора месяца маленький Елисей снова попал в больницу. В итоге пациент побывал у профессора Шамика несколько раз. За это время, по словам матери, было поставлено пять диагнозов: от «острого гематогенного остеомиелита» до «длительно функционирующего свища».
«Сыну сделали две операции, задели зону роста. Теперь есть угроза, что у ребенка одна ножка будет короче», – говорит Наталья Слабоус.
В числе диагнозов рассматривался и «туберкулез кости», но, по словам матери, его назвали маловероятным. Наталья Слабоус решила самостоятельно ехать в Санкт-Петербург, записав ребенка на платную консультацию.
Увидев ростовские снимки, питерские врачи сразу заговорили о туберкулезе кости и отправили в научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии к известному в этой области хирургу Александру Мушкину. Слабоус вернулись в Ростов и обратились в министерство здравоохранения. Замминистра направил в противотуберкулезный диспансер на Университетском.
«В диспансере нам быстро сделали квоту в питерский институт. Там Александр Мушкин Елисея прооперировал», – вспоминает мать мальчика.
Ребенок пошел на поправку, а родители решили подать на ростовскую больницу в суд. Отец ребенка по профессии адвокат. Он говорит: никогда бы себе не простил, если бы хотя бы не попытался доказать в суде врачебную ошибку.
«Мы обратились в суд не из-за денег, хотя в них нуждаемся, – заявил отец мальчика Ростислав Слабоус. – Лечение нам обошлось в 600 тысяч рублей. И это при том, что питерские врачи не взяли ни копейки. Мы лечились бесплатно по квоте. Мы и сейчас им звоним, консультируемся, нас слушают, дают рекомендации. Я хочу, чтобы люди, которые будут решать идти или не идти к Шамику, имели о нем полную картину. Я не отрицаю, что есть дети, которых он спасал. Но также было и пять поставленных неверно диагнозов в отношении моего ребенка».
Судебный процесс длился 14 месяцев. За это время состоялось около восьми заседаний. На два заседания из Санкт-Петербурга прилетал и профессор Мушкин. Родители предоставили суду выводы независимых экспертов из Кирова, которые установили ошибки на всех стадиях лечения.
«Виктор Шамик настаивал, что он не может установить диагноз «туберкулез». А наша сторона ссылалась, что есть два министерских приказа, которые четко говорят, пункты №8 одного и второго: все категории медперсонала обязаны знать признаки туберкулезного заболевания. Тем более Шамик преподает в университете, профессор», – говорит Ростислав Слабоус.
Врачебную ошибку суд признал 23 декабря 2014 года. По словам родителей мальчика, заседание длилось около пяти часов. «Сторона Шамика настаивала, что нет вреда ребенку, что и ломаного рубля платить не надо. На заседании присутствовала и моя жена. Они выводили нас на эмоции, будто провоцировали, чтобы сорвать процесс, удалив нас из зала», – делится впечатлениями о суде отец ребенка.
Тем не менее, суд вынес решение в пользу малыша и фактически признал врачебную ошибку.
«Суд полагает доказанным и с достоверностью не опровергнутым ответчиком тот факт, что в данном случае имело место несвоевременная постановка ГБУ РО «ОДБ» малолетнему Елисею правильного диагноза, что привело к неадекватной терапии в последние месяцы лечения, усилению деструктивных изменений пораженной кости, утяжелению процесса нормального развития малолетнего ребенка... Взыскать с ГБУ РО «Областная детская больница» в пользу Слабоуса Ростислава Алексеевича, действующего в интересах несовершеннолетнего Слабоуса Елисея Ростиславовича, компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей», – говорится в решении суда.
Но получат ли ростовчане деньги, говорить еще очень рано. Детский хирург высшей категории Виктор Шамик с решением суда не согласен.
«Потому что все принято с нарушениями, – заверил корреспондента 161.ru врач. – Мы будем однозначно обжаловать это решение. Там предвзятое отношение судьи. И питерская контора, которая давала заключение, не имела права этого делать. Там очень много нарушений. Однозначно решение будет отменено. И выплачивать компенсацию никто не будет».
Сейчас ножка у трехлетнего Елисея заживает. Питерские специалисты будут наблюдать мальчика до 18 лет. Важно не упустить два возрастных этапа: от трех до пяти лет и от 10 до 12. В эти периоды поврежденная нога может или укоротиться, или удлиниться. Она уже длиннее на сантиметр. Возможно, без аппарата Илизарова в будущем не обойтись.