RU161
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

4 м/c,

сев.

751мм 41%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Город проблема «Мост из ниоткуда в никуда». Чем вреден Ростову проект развязки на Нагибина

«Мост из ниоткуда в никуда». Чем вреден Ростову проект развязки на Нагибина

Архитектор Трухачев предлагает тратить деньги на решение проблем рационально

А вы верите в эффективность проекта? Пишите свое мнение в комментариях

Ростовский сити-менеджер Логвиненко заявил, что городские власти «уделяют пристальное внимание дорожному строительству», и показал эскизы новых дорог. Среди локаций, которым посчастливится обновиться, оказался проспект Нагибина. Ради этого проекта под асфальт могут закатать часть сквера у бывшего завода «Электроаппарат». Еще прошлой весной ростовчане голосовали за его благоустройство.

Директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев считает, что предложенный проект не разгрузит проспект Нагибина, а лишь позволит освоить бюджетные миллиарды. В беседе с корреспондентом 161.RU Мариной Гаричян архитектор объяснил главные проблемы предложенной развязки и подхода к дорожному строительству в Ростове вообще.

Деньги вперед, думать будем потом

— В целом, конечно, не может не радовать то, что ростовская администрация занялась строительством городских улиц, в том числе в тех местах, где это давно необходимо, как, например, по улице Орбитальной с выходом на мост через Темерник. Однако некоторые особенности заявленных проектов вызывают вопросы, — отметил Трухачев. — Так, весьма сомнительно и необоснованно строительство целых трех путепроводов в городской застройке. Два из них запланированы на пересечении реконструированной Орбитальной с улицей Беляева и проспектом Космонавтов. Один — на пересечении Нагибина и Нариманова.

В районе сквера строят два гигантских жилых комплекса. Сразу 13 высоток по 23 этажа на проспекте Нагибина возводит «Московская строительная компания» — ЖК получил название «Легенда Ростова». Еще девять высоток на 21 и 24 этажа делает «ЮгСпецСтрой» — это комплекс «Эко квартал Новый Горизонт» на Тибетской улице.

— Путепровод в городской застройке — это интересно с точки зрения освоения бюджетных денег, а для ответственного городского планирования, да и просто для рационального расходования средств, зачастую бывает достаточно грамотной организации движения, планирования работы светофорных объектов и пересечений в одном уровне с устройством направляющих островков и разметки. Очевидно, что это на несколько порядков дешевле, чем стоимость путепроводов.

Трухачев объясняет, что кроме цены важным аргументом против путепроводов в городской среде остается то, что эти инженерные сооружения «разрывают ткань города, создавая вокруг себя довольно мрачные городские пространства».

— Для того чтобы обеспечить шестиметровый — не меньше — перепад высоты, необходимо рампу путепровода — съезд с него — растянуть на целых 200 метров с каждой стороны. Плюс длина самого моста — не меньше 50 метров. Пространство под рампами, которое во всем мире используется в лучшем случае под спортплощадки, в худшем — под автостоянки, в нашей практике принято закладывать кирпичом. Так проблем с уборкой меньше. В итоге мы получаем почти полукилометровую крепостную стену, уродующую городское пространство, привлекающее криминал, фактически отчуждаем часть городской улицы от горожан, отдавая ее машинам и железобетону.

«Многоуровневые развязки в городах — это символ «успешного» решения транспортных проблем родом из 70-х»

По словам Трухачева, со временем такая практика обернулась тем, что прилегающие территории пришли в упадок, сами развязки стали очагом загрязнения воздуха, а самое главное, пробки как были, так и остались — только теперь машины стоят на железобетонных эстакадах. Эксперт отметил, что сегодня, когда срок эксплуатации этих дорогостоящих сооружений подходит к концу, во многих странах Европы и в США «избавляются от подобных уродцев», возвращаясь к простым схемам.

— Но у нас как всегда свой особенный путь. Забавно, а скорее, печально, что, презентуя в телеграм-канале картинки с новыми путепроводами, более того, уже заключив муниципальный контракт на их проектирование, ни сити-менеджер, ни его советники не посмотрели в официально утвержденный генеральный план города. В нем во всех упомянутых мною местах предусмотрены именно одноуровневые саморегулируемые пересечения, в просторечии именуемые кольцами. А печально от того, что планировать развитие транспортной инфраструктуры и проектные решения по отдельным узлам, то есть миллиардным тратам городского бюджета, возможно лишь на основе комплексного документа, затрагивающего все аспекты развития города, а не с использованием ситуативных предложений, ограниченных площадкой для проектирования, — считает архитектор.

Есть ли альтернатива дорогим путепроводам?

— Если в отношении улицы Орбитальной решением мог бы стать проверенный временем отнесенный левый поворот, то в части площади Советской Конституции — вроде это название никто не отменял? — решение не столь очевидно. Здесь в транспортный поток, ежедневно тянущийся в сторону центра из Северного жилого массива, втекает небольшой ручеек из поселка Автосборочного, — говорит директор «Южного градостроительного центра». — Всё бы ничего, но в ближайшие лет пять этот ручеек обещает превратиться в бурный и весьма недовольный поток. Сюда вольется автотранспорт жителей строящихся на месте бывшего завода «Электроаппарат» ЖК «Новый Горизонт» из 9 домов и ЖК «Легенда Ростова» из 13 домов, а также пробирающихся сюда через дебри Измаильского переулка жителей Чкаловского.

В районе стремительно растут высотки, на этом кадре — строящиеся дома жилого комплекса «Легенда Ростова»
Выглядеть они будут так, по крайней мере по проекту
А таким должен стать ЖК «Эко район Новый Горизонт»

Трухачев подчеркнул, что «благодаря продуманной градостроительной политике» городской администрации по редевелопменту промышленных территорий, все эти люди для проезда к местам приложения труда — а вокруг этих ЖК таковых в достаточном количестве просто нет — будут каждое утро втискиваться в «игольное ушко» переулка Рубинового, выводящего их непосредственно к главной пробке города.

— Чтобы решить транспортную проблему счастливых обладателей нового жилья, администрация предлагает построить путепровод, соединяющий напрямую улицы Тибетскую и Нариманова, и проходящий над проспектом Нагибина. Из анализа представленной в телеграме схемы следует, что проблем с «утренним» левым поворотом из Автосборочного в сторону центра он не решает. Проект лишь частично снимает нагрузку с узла пересечения, предоставив возможность водителям, следующим через путепровод, спустившись на землю, далее ехать по улице Нариманова, но им-то в большинстве своем надо в центр. И самыми разумными вариантами с их стороны будет либо развернуться, воткнувшись в Нагибина по Нариманова, либо свернуть налево и по переулку Оренбургскому и далее, нагружая местную уличную сеть, влиться во все ту же Нагибина.

За большие деньги затор просто переносится с одного места в другое, считает эксперт. По его мнению, проблема здесь не только в пересечении, но и в подъездах. Следовательно, нужно расширять улицу Тибетскую, но об этом пока информации нет.

— Таким образом, в телеграме сити-менеджера нам представлена красивая картинка моста из ниоткуда в никуда, — считает Трухачев.

«На деньги, сэкономленные от этого бездумного строительства, можно было бы привести в порядок улично-дорожную сеть небольшого жилого района»

Он обращает внимание, что площадка бывшего завода «Электроаппарат» в планировочном отношении принадлежит скорее новому жилому району, который запланирован на территории Вертолетного завода. И обслуживание этого района транспортом планировалось осуществлять через новую магистраль, которая должна была пройти на расстоянии около одного километра от Нагибина, начинаясь от створа Театрального проспекта и выходя к Мезенскому переулку.

— Но в ближайшие несколько лет, в период мобилизации экономики, говорить о выносе за пределы города стабильно работающего оборонного предприятия вряд ли уместно. Вопрос о том, зачем было разрешать осваивать площадку «Электроаппарата» до решения вопроса с инфраструктурой, по-видимому, так и останется неотвеченным. Следовательно, надо искать подходящее решение исходя из того, что имеем, и соотносить затраты и полученный эффект.

Здоровый сценарий


Узел пересечения Нагибина и Нариманова вполне можно решить в одноуровневом исполнении, сэкономив массу средств и добившись большего результата, чем при строительстве путепровода, уверен Трухачев:

— Необходимо сделать Рубиновый переулок односторонним в сторону Нагибина, сделать здесь разрешенным левый поворот на Нагибина, разнеся его со встречным поворотом с улицы Нариманова в сторону Северного, а въезд в новый район сделать через Безымянный проезд за автобусной остановкой. Сквер, о судьбе которого заботятся ростовчане, при этом пострадает, но при одноуровневом исполнении пересечения это случится в значительно меньшей степени, чем при строительстве развязки, при котором большая часть деревьев будет уничтожена.

Архитектор напомнил, что у Ростова с его развитым частным сектором есть недооцененный резерв для обхода узких мест в виде капиллярной сетки местных улиц.

— Можно перераспределять входящий и выходящий потоки на улицы Краснокурсантскую и Омскую, для чего соответствующим образом реконструировать их. Омская улица сегодня служит для обслуживания ТЦ «Горизонт», но в утренний час пик она, как правило, не загружена. Там давно не мешало бы сделать одноуровневое пересечение с проспектом Нагибина со светофором и разборкой бетонного разделительного сооружения, которое позволило бы и ТЦ разгружать без пробок, и приняло бы на себя часть потока от «Электроаппарата», — предложил Трухачев. — Так можно убить сразу двух зайцев, поскольку на этом участке, где даже законопослушный водитель не откажет себе в удовольствии притопить педаль газа, довольно часто случаются ДТП, а светофор сдержит среднюю скорость потока.

Разработкой проектной документации по строительству участка дороги и развязки у с проспекта Нагибина занимается компания из Крыма — «Институт «Шельф»». На это она получила 38,5 миллиона рублей от дирекции по строительству транспортной инфраструктуры Ростова. В числе реализованных проектов фирмы — реконструкция газо- и трубопроводов, строительство нефтедобывающей платформы и двух веток линейного подводного трубопровода в условиях вечной мерзлоты и сложного рельефа дна. По условиям контракта с Ростовом, проектные документы должны подготовить до 1 февраля 2024 года.

«Институтом «Шельф»» руководит Антон Шафиев — бывший сочинский чиновник, которого в 2014 году осудили за мошенничество, ну или его полный тезка. По данным ЕГРЮЛ, 90 % фирмы принадлежит Министерству строительства и архитектуры Крыма. А остальные 10 % — компании «ЕНТЕКО». Она в собственности у Анатолия Франчука — бывшего премьер-министра Крыма. К слову, Франчук умер в июле 2021 года, но, несмотря на это, по-прежнему значится владельцем фирмы.

— В кривом зеркале ростовского градостроительства более выгодным остается то решение, которое потребует больше бюджетных средств, а возможность использовать те же деньги для решения массы других проблем с улично-дорожной сетью, как кажется, не в приоритете у лиц, принимающих решение, — заключил Трухачев.

161.RU публиковал карту с самыми загруженными участками Ростова. Вместе с УГИБДД и экспертами мы выяснили, какие пробки сильнее всего тормозят город и что нужно для победы над ними.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем