RU161

EUR 98,56
Город …О нелегком походе на Эльбрус

…О нелегком походе на Эльбрус

Третий год подряд моя банда пытается взобраться на высочайшую вершину Европы – Эльбрус. Как и предыдущие два года, мы пытаемся взойти на восточную вершину, высота которой 5622 метра.

Наше восхождение планировалось начать с Северного приюта. Там находятся два вагончика спасотряда МЧС и оборудованные места для установки палаток. Расположен он на высоте около 3800 метров. Но вот подойти к нему возможно с нескольких сторон.

1 из 2

В этом году мы решили подойти по одному из самых экстремальных подходов – со стороны ледового поля Джикаугенкес. Если со всех остальных подходов на Северный приют поднимаются, то с этой стороны нам нужно будет спуститься на него. Это означает, что часть маршрута мы будем идти на высоте 4000 метров с рюкзаками, вес которых составляет от 25 до 35 кг. Но самое сложное даже не это. Самая большая сложность и опасность в том, что в середине августа на протяжении почти 14 километров ледового поля, которые нам предстояло пройти, очень большая интенсивность таяния. В этой связи огромное количество маленьких ручейков сливаются в огромные водные потоки, которые с бешеной скоростью несутся вниз по ледяным желобам. А такую речку в брод не перейти, если не хочешь оказаться в последнем в твоей жизни «аквапарке».

Трещины – вот наш главный враг. Огромные трещины пересекают ледники поперек направления его движения. Эти щели во льду могут быть от нескольких сантиметров до десятков метров в ширину. А уж о глубине вообще трудно говорить. Глубина, по нашим прикидкам, составляет около 20 метров. Представьте себе, что вы стоите на краю крыши девятиэтажного дома и смотрите вниз. А в метрах семи-десяти от вас стоит соседняя девятиэтажка, которая представляет собой противоположную сторону трещины.

Сейчас вот пишу, вспоминаю, и сразу жуть охватывает. Узкие трещины еще опаснее. Они и глубже, и что хуже всего, могут быть закрыты «снежными мостиками». Эти мостики наметаются сверху трещин толщиной всего лишь от нескольких единиц до пары тройки десятков сантиметров. И не могут выдержать наш вес. В итоге провалиться сквозь такой мостик в трещину, о глубине которой можно только догадываться – впечатление не самое приятное. Но за нас все же бояться сильно не нужно. Мы народ уже опытный, подготовленный и экипированный.

Выход на эти ледовые поля мы запланировали через долину реки Ирик со стороны Баксанского ущелья в Кабардино-Балкарии. Здесь находится поселок Эльбрус. Вот сюда мы и приехали. Основной целью нашей экспедиции было восхождение на восточную вершину горы Эльбрус на высоте 5622 метра. Но чтобы это стало возможно, необходимо в обязательном порядке пройти процесс акклиматизации к условиям высокогорья. Воздух на высоте более 3000 метров становится уже настолько разряженным, что не тренированному организму, привыкшему находиться на низкой равнине, начинает не хватать кислорода, и человек чувствует постоянную одышку, вялость, упадок сил, тошноту, головную боль, в общем то, что называется «горной болезнью» или, по-простому, «горняшкой». Для того, чтобы избежать подобных неприятностей, мы должны постепенно набирать высоту. Обычно к высоте 3,5 километра организм среднестатистического человека благополучно адаптируется уже на третий день пребывания.

1 из 4

В нашей банде как-то так сложилось, что каких-то обязательных назначений мы не делаем. У нас не встает вопрос «Кто сегодня будет готовить ужин?». Кто захотел, тот и приготовит. Ну, а что готовить, так на то есть «завхоз». А пока готовится ужин, можно привести себя в порядок, осмотреть окрестности, узнать, где лучше набрать воду, где можно найти сухие дрова, если остались силы на вечернюю романтику у костра. В верховьях реки, вдоль тропинки нам попадались богатые малинники. Ягода здесь крупная, спелая и безумно вкусная.

Когда за спиной рюкзака нет, то обнести ближайший малинник – это первейшее дело. А вечером, после ужина и до первых звезд, да под вкусную настоечку, можно принять участие в веселой дружеской беседе. В горах вообще как-то так получается, что как только солнце заходит и появляются звезды, сразу как будто твой организм сам переключает рубильник на режим «сон». Неимоверно тянет спать. В девять вечера все уже расходятся по палаткам, влезают в свои теплые спальники, и когда на небе становится хорошо виден Млечный Путь, все уже видят свои первые сны. Зато утром, только первые лучи солнца коснутся палатки, народ уже абсолютно выспавшийся, стоит над закипающим чайником и спорит о месте свой кружки в общей очереди на кипяток.

1 из 3

На четвертый день нашего маршрута мы перешли перевал Ирик-Чат и вышли на ледовое поле Джикаугенкес. Нашему взгляду открылось нечто, от чего мы застыли в ступоре часа на полтора. Огромное пространство одновременно и восхищало и пугало. Пройти все 14 километров от перевала Ирик-Чат до Северного приюта за один ходовой день нам не удалось. Мы вынуждены были остановиться на одной из морен, разделяющих ледники. Это были наши самые экстремальные «бельдяжки». Две из четырех наших палаток мы вынуждены были установить прямо на снегу, предварительно выровняв площадки под них. Оставшиеся две нам удалось разместить на самой каменной морене.

1 из 2

Всю ночь дул сильный ветер, в палатку стучал ледяной дождь, а в затишье было слышно, как по внешнему пологу легонько соскальзывают большие хлопья снега. Утром, когда мы откинули покрытый льдом полог палатки, мы увидели черно-белый пейзаж. Низкое тяжелое свинцовое небо и землю, покрытую снегом и льдом. Шанс добраться сегодня до Северного приюта, судя по утренней погоде, нам казался ничтожным. Но хуже всего то, что и возвращаться-то уже нельзя. Перейдя перевал Ирик-Чат, мы прошли точку невозврата маршрута. Теперь нужно только вперед.

И о погоде… Погода вокруг Эльбруса меняется с умопомрачительной скоростью. Вот только что светило солнышко, мучило тебя своими обжигающими лучами, и вдруг его нет. Тут же ледяной ветер проникает во все щели в одежде и начинает холодными языками лизать твое мокрое и разгоряченное тело. Пока застегнешься и оденешься, начинает срываться дождик.

1 из 5

Долго ли, коротко ли, далеко ли, близко, а до Северного приюта мы добрались. Эффектно появившись, мы спустились к нему по склону Эльбруса. Наши «бельдяжки» мы поставили на тех же местах, что и в прошлом году. Теперь нам оставалось всего ничего – сделать акклиматизационный подъем на нижние скалы Ленца на высоту 4600, день отдыха и пассивной акклиматизации, и сам штурм Шат-горы. Прогноз обещал нам два хороших дня. Однако Эльбрус – гора не такая простая. Мы удачно зашли на нижние скалы Ленца, весь следующий день не могли нарадоваться на погоду, и вот наступило время «Ч» – время штурма.

1 из 2

Восхождение начинается в темноте, и народ идет по тропе с фонариками. По расписанию к скалам Ленца восходящие должны подойти на рассвете. Пройти их верхнюю часть необходимо около десяти утра. На уровень седловины Эльбруса, на высоте 5200, восходящие должны выйти не позже полудня, а на саму вершину – не позже двух часов дня.

Если же по каким-то причинам вы не успеваете взойти на вершину до двух часов дня, то вы обязаны развернуться и начать спуск. Все дело в том, что во второй половине метеообстановка на вершинах ухудшается настолько, что нахождение там становится просто опасным для жизни. А если еще принять во внимание условие отсутствия достаточного количества кислорода, то любая задержка на тех высотах и в тех условиях реально часто становятся причиной гибели людей. Очень часто люди не могут дойти всего лишь пары сотен метров по высоте до вершины, потому что погода непредсказуемым образом портится.

1 из 6

В нашем случае получилось точно так же... Поднялась пурга. Скорость ветра достигала 27 метров в секунду. Шат-гора снова не пустила нас. А начиналось-то как все здорово.

Вот уже который раз мы возвращаемся эти путем обратно. Звоним нашим хорошим знакомым из Кисловодска. Они забирают нас из Джилы-Су на уазиках-буханках и везут на вокзал в Кисловодск.

Весь этот поход был для нас весьма экстремальный – начиная от веса рюкзаков и заканчивая погодой и обратной дорогой. К сожалению, не обошлось у нас в этот раз без потерь и травм. Во время переправы на одной из речек на ледниках мы потеряли две ходовые палки, и одна из участниц очень неудачно в кошках перепрыгнула на другой берег. В результате у нее случился разрыв связок на лодыжке, и нам пришлось отправить ее домой уже на следующий день. К сожалению, в таких походах эти ситуации не редкость. Но все же подход к базовому лагерю и, собственно, весь поход можно считать вполне удавшимся. У нас осталась масса впечатлений, мы получили очередную порцию походного опыта. Но все же от неудачного восхождения осадочек остался…

1 из 3

Илья Могильницкий: эфирный позывной – Геолог. Родился в Ростове-на-Дону. Казак войска Иерусалимского. Дипломированный рудознатец. Пьет, курит, ругается матом. Характер скверный. Любит изображать из себя пушистого шушпанчика, что, впрочем, ему хорошо удается. В связи с чем имеет большую популярность у слабого пола. Не женат. Ловелас и чревоугодник. Питает особое пристрастие к мясу и пицце. По роду своей деятельности имеет обширные связи и знакомства в культурных, информационных и деловых кругах. Разработал свой собственный сайт «Ярасскажу.рф».