RU161
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

749мм 55%
Подробнее
5 Пробки
USD 100,22
EUR 105,81
Страна и мир Беженцы из Херсона Жилье в Ростове проблема Ни жилья, ни денег. Как беженцы и продавшие им квартиры ростовчане попадают в бюрократическую ловушку

Ни жилья, ни денег. Как беженцы и продавшие им квартиры ростовчане попадают в бюрократическую ловушку

Херсонские сертификаты пока не только помогают, но и вредят

Программа с херсонскими сертификатами действует с октября 2022 года

Сотни ростовчан и беженцев из Херсонской области застряли в тупике — сгорают задатки, срываются выгодные сделки и рушатся планы на деньги, которые государство пообещало выделить на покупку жилья в Ростовской области. Стороны получают одобрение по жилищным сертификатам, бьют по рукам, но денег вынуждены ждать месяцами. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян рассказывает, как для продавцов и покупателей одобренная на самом высоком уровне жилищная программа стала бюрократической ловушкой.

Долгое ожидание


Ирина эвакуировалась в Ростовскую область вместе с детьми. Российское гражданство получила еще в Херсоне — в сентябре 2022-го. Еще до конца года получила жилищный сертификат, который государство приравняло к 4,5 миллиона рублей на покупку недвижимости в Ростове. Квартиру женщина искала скрупулезно, абы что брать не хотела. Когда решила, что останется в городе, то нашла хорошего риелтора, да и сама стала изучать рынок. Выбор пал на вторичку на улице Текучева.

— Одобрение по сделке получила еще 14 июня, с документами всё в порядке. Но выплаты здесь почему-то приостановили, хотя в других регионах они проходят. В «Агентстве жилищных программ» говорят, что «денег нет». А почему мы должны ждать? — возмущается Ирина. — Если приостановили выплаты, так объясните же людям, на каком основании это произошло! Сначала нам говорили, что в конце июля будет транш. Теперь называют конец августа: ждут какое-то распоряжение из Москвы.

Многим повезло еще меньше. Они ждут денег с мая.

Оказавшиеся в Ростове херсонцы и связавшиеся с сертификатами продавцы квартир создали несколько чатов, где эмоционально обсуждают кризисную ситуацию. «Мы вынуждены жить на съемной квартире. Приехали сюда с одним чемоданом ни ложки, ни вилки»; «Я продавец, и у нас накрылась встречная сделка. Наши продавцы ждали три месяца, и надоело ждать. За деньги сертификата мы даже однушку уже не купим, а планировали двушку».

То ли с отчаянием, то ли с надеждой в чате периодически повторяют дату, взявшуюся из разговоров с сотрудниками агентства: якобы до 20 августа выплат не ожидается, потому что область ждет информацию от Москвы. А вот после 20-го числа что-то прояснится.

Денежный эквивалент херсонского сертификата многим кажется недостаточным для покупки хорошего жилья в Ростове

По официальным данным на 7 августа, в Ростовской области выдано 1273 жилищных сертификата, из них оплачено 700. Утвержденная стоимость квадратного метра — 88 737 рублей. При расчетах применяют следующие параметры: если человек одинокий, то не менее 33 квадратных метров, если семья из двух человек — не менее 42, для семьи из трех и более человек — по 18 квадратов на каждого. Одобренные заявления на сертификаты регион формирует в единую заявку, которую направляют в столичный Фонд развития территорий, который и спускает средства на места.

Ирина считает, что цены на жилье в Ростовской области даже специально подняли, чтобы нажиться на херсонских сертификатах. Но вероятнее, что рынок просто подстроился под покупателей с миллионами, взявшимися практически из воздуха.

— Я изначально договорилась с продавцом через юриста, что как только у меня пройдет одобрение, он мне дает ключи. Объяснила ситуацию. До конца августа я живу в новой квартире на Текучева. И я не знаю, что мы будем делать в конце месяца, если придется оттуда уехать, если продавец расторгнет договор. В ПВР нас уже не возьмут.

«Мы теряем время, жилье сильно дорожает. На этот сертификат теперь доступна разве что квартира в Суворовском или какой-нибудь сарай»

Опрошенные 161.RU риелторы признают, что продавцы вторички в Ростове-на-Дону действительно избегают сделок с держателями херсонских сертификатов из-за затягивания оплаты. Эксперты советуют закладывать на перечисления хотя бы два месяца с момента регистрации сделки и не ставить короткие сроки оплаты по встречной сделке, если вы сразу что-то продаете взамен.

Замкнутый круг

Ирина несколько раз за беседу ссылается на постановление федерального правительства «По переселению жителей Херсона и правобережной части области…» — знает его наизусть. В пример приводит Кубань и Крым, где ее знакомые оперативно получают информацию, какие заявки профинансированы. Барабанит фразами про бардак: в информировании беженцев, с оформлением документов, бардак, наконец, с сертификатами.

— Я изначально помогала людям из Херсонской области с документами, потому что в Ростове никто ничего не объяснял. В ПВР к нам не приезжали. Пенсии не оформлены, по сертификатам деньги у сотен людей не выплачены. Нам с самого начала ставили палки в колеса. Нам обязаны на официальном сайте давать информацию. Но все молчат. В документе с одобрением указан срок — перевод денег от 25 до 45 рабочих дней. А когда сейчас звонишь, отвечают, что, мол, 45 рабочих дней — это «справочно». Может быть и дольше, оказывается.

Ответ на электронную почту от Фонда развития территорий

Виталий, уехавший с семьей из Каховки, пока живет в пункте временного размещения в Неклиновском районе. Жена работала в школе, он связист. Ходить Виталию приходится с палочкой: авария, перелом таза, инвалидность.

Сертификат на жилье семья получила спустя три месяца после подачи заявления. Формально адрес прописки семьи не входил в 15-километровую зону на левом берегу Днепра, поэтому пришлось обратиться в суд.

— Мы трижды написали в аппарат президента. Наше обращение сначала направили в Генпрокуратуру, а оттуда спустили на Ростовскую область. Позвонил после этого прокурор Неклиновского района: сказал, что надо подавать в суд, ведь с документами всё в порядке. В суде факт проживания в зоне, которая попадает в действие сертификата, подтвердили, — вспоминает мужчина.

Без прописки Виталий с середины апреля. Он еще ждет единовременную выплату в 100 тысяч рублей, которую одобрили в июне. Ее судьба пока тоже неизвестна: в «Агентстве жилищных программ» Виталию говорят, что идет проверка документов по заявлениям, и никто точные сроки дать не может, когда всё решится.

«Продавцы теперь не хотят с нами иметь дело, потому что уже наслышаны, что придется долго ждать. У многих людей горят сделки, пропадают задатки»

Виталий с женой покупают частный дом. Сделка прошла в конце июля. Сам сертификат пытались получить с зимы. Продавцы понимающие — готовы ждать, у них есть второе жилье. Но как будет дальше, непонятно.

В пункте временного размещения вместе с семьей остаются около 400 человек. Виталий с женой — редкие беженцы с Херсонщины, в основном там живут люди из Донецка и его пригородов. По словам Виталия, туалетов и душевых кабин мало, помыть детей сложно, ведь «практически нет горячей воды».

— Многие приехали в Ростовскую область вообще без ничего, — рассказывает херсончанка Ирина. — Я помогала с документами 80-летней женщине, в дом которой ракета прилетела. Она осталась в одних шлепках и халате, никаких документов не было. Мне стольких нервов стоило ей [оформить] хотя бы справку. Полгода мозги компостировали мне. И всем было будто всё равно. Администрация в ПВР мало что делала, чтобы помочь.

Виталий переживает: скоро старшему в школу, а родители до сих пор без регистрации и не могут официально устроиться на работу.

— Получить [регистрацию] можно только по приобретении жилья, и даже если найти временную, то сразу нужно понимать, где жить. Ведь в ПВР нам сказали, что если мы где-то зарегистрируемся, то нас выселят. Это замкнутый круг. И жилья нет, и на работу не пойти. Есть фонд, который помогает собрать детей в школу. Я звонил, никто не берет трубку. Будем покупать по минимуму: по 10 тетрадей в линию и в клеточку на первое время.

Обстановка в ПВР в Неклиновском районе

У местных продавцов голова болит не меньше. С детьми на руках решает вопрос с жильем батайчанка Анастасия. Она продает дом. В апреле выписались, 15 мая покупателям пришло одобрение по сделке. Последний срок по начислению был 18 июля.

— Когда деньги придут, никто не знает. Ссылаются на Москву, но вроде бы Москва деньги перечислила. Я писала заявления в прокуратуру, в «Агентство жилищных программ», чтобы мне официально ответили, почему приостановлено финансирование. Но в агентстве отмахиваются, — жалуется Анастасия.

На сайте Фонда развития территорий указан номер горячей линии, где можно задать вопросы о получении жилищного сертификата — 8 (800)100-74-59. Там же есть вкладка «Помощь Херсону» с разъяснениями.

Пока деньги не пришли, батайчанка вместе с детьми и родителями остается в почти проданном доме. Покупатели ждут оплаты в пункте временного размещения в Тамани.

— Мы находили себе жилье. У нас первая сделка сорвалась. Мы потеряли дом, потому что нас устали ждать. Одни уже отказали. Вторые тоже на грани. Мы просим подождать. Задаток-то уже внесен, и он не возвращается. Вторую сделку теряем! Дом сейчас не так просто найти. Сколько денег потеряно, сколько нервов! <...> Прошло уже больше 60 рабочих дней. Все возможные сроки вышли. Риелторы говорили, что будет быстро, но им-то, по сути, главное продать. А что дальше, не волнует.

Чтобы получить сертификат на жилье, нужен российский паспорт

О проблемах с оплатами по херсонским сертификатам в июне писали и наши коллеги в Краснодарском крае. Там к началу лета было выдано больше 10 тысяч сертификатов, а реализовано только 7 тысяч. Люди тоже рассказывали, что получили одобрение весной, но денег с тех пор нет. По словам некоторых кубанцев, ФРТ не отвечал на звонки и письма. Другим повторял, что финансирования нет, и когда оно будет — неизвестно.

Утром 8 августа батайчанка Анастасия в очередной раз дозвонилась в АЖП, где сказали, что «проверяются документы, ждут постановление на Ростовскую область после 20 августа».

В конце июля были внесены изменения в постановление правительства № 1876 о херсонских сертификатах. «Поданные на предоставление мер поддержки до 25.07.2023 подлежат пересмотру на предмет соответствия новым критериям. В случае соответствия заявления установленным критериям вопрос финансирования мер поддержки по принятым решениям будет рассмотрен в установленном порядке», — на письменные запросы приходит такой ответ.

Ирина вместе с группой херсонцев уже написала коллективное обращение в аппарат Путина. Ждут ответа.

— Предлагаю уже собраться возле администрации Ростова. Мы своих прав по-другому не добьемся. Если власти не идут к людям, надо нам туда идти. Мы, херсонцы, привыкли к порядку, у нас такого бардака не было, — воскликнула женщина.

И добавила: «Хотя сейчас везде бардак».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
74
ТОП 5
Мнение
Игра с отрицательным результатом. Почему футболистов сборной России и Карпина жалко из-за матча против Брунея
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления