Супруга мобилизованного екатеринбуржца Виталия Р. через военные ведомства пытается выяснить судьбу своего мужа. По ее словам, в конце сентября Виталия вместе с другим уральцами самолетом доставили в Ростовскую область, а потом — на передовую, в район Красного Лимана.
— Он вышел на связь 1 октября, уточнив, что они стоят в палатках недалеко от [деревни] в Миллеровском районе, — рассказывает Марина. — После звонил 23 октября. Говорил быстро, чтобы передать информацию. Их отправили на передовую в окрестностях Красного Лимана без обучения. Когда они попытались воспротивиться, их [оставили] где-то в лесу. Я не услышала, где именно, — связь была плохой.
Марина утверждает, что бойцы решили подать заявление в военную прокуратуру, но им не дают это сделать. Женщина, на которую Виталий составил генеральную доверенность, написала от его имени обращения в военное следственное управление СК РФ по Центральному военному округу, военную прокуратуру в Ростове-на-Дону и военному прокурору Екатеринбургского гарнизона ЦВО. Копии документов, военного билета и мобилизационного предписания есть в распоряжении редакции 161.RU.
«Мы пытались коллективно с бойцами подать прошение о том, что мы должны пройти хоть какую-то военную подготовку, потому что <...> мы стрелять не умеем. Но нас отказались слушать, не дали подать прошение», — говорится в заявлении военному прокурору Екатеринбургского гарнизона ЦВО, в котором Марина процитировала мужа.
Почему жена считает мобилизацию ошибочной?
Виталию 36 лет. Срочную службу мужчина прошел в 2009–2010 годах, демобилизовался младшим сержантом. Боевого опыта у Виталия нет, но есть проблемы со зрением — за годы после службы перенес две операции на глазах. Повестку мужчине принесли 25 сентября — ее он не ждал, потому что относится не к первой категории запаса. По словам супруги, медосмотра в военкомате не было, просто 27 сентября Виталия увезли в военный городок в Екатеринбурге. А уже 29 сентября самолетом отправили в Ростовскую область.
Марина звонила на горячую линию для мобилизованных, описала ситуацию и спросила, что делать. Оператор ответил, что «закон о мобилизации позволяет призывать граждан из других категорий в связи с недобором первой категории»
В письме, направленном в военное следственное управление СК по Центральному военному округу, Марина написала, что Виталий возглавляет типографское производство. Компания «Дизайн-Принт», в которой он работает, направляла заявку на выполнение заказа командования Центрального военного округа — печать 50 тысяч силуэтных мишеней. После мобилизации Виталия, по словам жены, выполнение заказа затруднилось.
— Вчера, 23 октября, он позвонил около 16:00. Связь прерывалась, номер чужой. Сказал, что они в лесу. Бойцы надеются на меня, что я им помогу, предам гласности — и проведут проверку.
Редакция обратилась в пресс-службу Южного военного округа. Военные предложили семье дождаться ответов из прокуратуры, отметив, что мобилизованных готовят, в том числе на территории ДНР и ЛНР.