Вторые сутки длится военная операция России на украинской территории. По данным Минобороны РФ, передовые армейские части вошли в пригороды Киева. Европейские страны и США называют спецоперацию вторжением — введены санкции против российской банковской системы, стране приостановили членство в Комитете министров Совета Европы, фондовый рынок пережил рекордное падение. Российские власти настаивают, что военная операция вынужденная и неизбежная — в этом президент Владимир Путин даже убедил китайского лидера Си Цзиньпина.
Корреспондент 161.RU пообщалась с жителями городов Украины, оказавшихся зоной военных действий, а также с жителями Донбасса, которые за восемь лет привыкли к обстрелам и теперь дают советы друзьям-украинцам, как защититься при бомбардировке.
Ирина, Киев:
— Из Киева все родственники уезжают в срочном порядке. Мы с мужем остались. Киев начали бомбить по стратегическим объектам. Еще вчера нам сказали, что началась война. Нет даже слов подобрать… Это очень страшно. Очень страшно. При этом Зеленский ввел военное положение, а в своем инстаграме постит себя в военной форме. Противно всё это. Вояка нашелся.
Ангелина, территория ЛНР:
— Мне звонила вчера сестра из [украинской] Белой Церкви. Они в панике, конечно. Единственное, что я могла им посоветовать, — запастись едой и водой и сидеть дома. Многие там так делают. Просто куда ехать? К нам они не поедут, да и у нас не тихо. Просто мы привыкли.
Валерия, Полтава:
— У нас, к счастью, безнал работает. Очереди, правда, огромные на АЗС, в банкоматах и магазинах. В Полтаве ввели комендантский час. Вчера [по одной из дорог] проехали русские танки. В новостях сказали: «Для полиции — задерживать подозрительных людей с элементами красного цвета одежды». Нужно всем друг друга простить и держаться вместе, только тогда будет мир.
Николай, Харьков:
— Харьковчанам сейчас очень тяжело. В городе кто сидит по дачам, кто в бомбоубежищах, многие едут в Полтаву. Иногда, чтоб защититься, нужно просто отгородиться — прежде всего от новостей. Я имею в виду от углубленного их изучения. Мы не можем проверить все подробности — правду ли нам говорят. А когда читаешь ложь и потом в это веришь, то появляется большая тревога, паника, стресс. Я понимаю всех, кто был под огнем в 2014-м в Донбассе, но помочь перебороть страх не могу даже себе.
Ульяна, Буча (Киевская область):
— Из области уже нельзя выехать. У меня там знакомая с семьей осталась. Нам удалось добраться до Бучи из Киева. Здесь тоже что-то летало, немного бомбило, но сейчас тихо. Приехала подруга, сложили вещи и продукты на первое время. Потом ввели комендантский час. Из Киева ехали в районе 16:00 — были жесткие пробки. Мы посмотрели убежище. Обычное хозяйственное подвальное помещение, так что будем ночевать дома. Скорее всего, в ванной, на полу. Напротив окон страшно. С пяти утра сегодня начались снова взрывы.
Наталья, территория ЛНР:
— У нас стреляют за городом. <...> Две мои сестры живут в Богуславе. Вчера объясняла правила им во время бомбежки, как нас здесь учили восемь лет назад. Единственное, конечно, что у нас есть на каждом углу бомбоубежища, а у них там даже не знают толком где. Но эти правила действуют, если не успел добежать. Они хотели уехать, но уехать никак. Куда? На чём? Со всех сторон бомбят. Безопаснее в бомбоубежище.
Ирина, Киев:
— Сейчас лучше никуда не дергаться. Сидеть лучше на местах. Киев заблокирован. Вчера соседи выехали в село рано утром, проскочили. А другие всё решались, ездили по Киеву по работе, а потом попали в бешеную пробку часа на три на мосту Платона. Ничего никуда не двигалось. Муж мой тоже там стоял и слышал взрывы вокруг. Я тут чуть не поседела, пока он вернулся. Сейчас у людей начинается паника. Лучше просто сидеть дома, и всё. Можно попасть под раздачу в суматохе.
Вероника, территория ЛНР:
— У нас в поселке Фрунзе Славяносербского района вроде газа вчера не было. Там освобождают территорию от ВСУшников. Уж не знаю точно, кто там попал в газопровод, но в ЛНР сообщили о сдавшихся бойцах украинской армии. Их вели по городу, мы их видели. Это моя родина. Я там родилась и столько лет не могла попасть в родительский дом, потому что там они [украинские силы] были. Многие в интернете пишут, что на Украине скоро не будет света, воды и прочего. По мирным жителям бросать бомбы не будут целенаправленно. Мы не хотим войны так же, как они, и в 2014-м не хотели, когда они там в Киеве скакали, но война приползла в Донбасс оттуда. Мирные люди ни там, ни тут не виноваты. Это страшно. Мы знаем, как это страшно.
Мария, территория ДНР:
— Я когда уезжала в 2014-м из Макеевки, то пять раз вещи интуитивно перекладывала в шкафах и в чемоданах, чтобы было спокойнее. Сейчас на душе тревога, надежда, ожидание — всё вместе смешалось. Уезжать уже никуда не хочу. Просто хочу жить на своей земле спокойно и мирно. Пусть те, кто хочет жить на Украине, останутся там, а мы — здесь. Не нужно ехать к нам, если мы вам здесь не нужны. Донбасс освободят. Я верю.
Ульяна, Буча (Киевская область):
— В Москве и Питере люди стали выходить на митинги. Это не освещают, всех разгоняют — 24 города выходили на митинги, в том числе Москва и Питер. Там арестовали тысячу с чем-то людей, а нам рассказывают, что Россия хочет крови. Да никто нормальный мирный не хочет крови. Нас поддерживают. Никто не хочет этой войны, люди в шоке. Но многие смотрят фейк-новости и верят в это.
Наталья, Винница:
— Вчера был какой-то обстрел, говорили, из систем залпового огня. Я не знаю, что это. Гремело на всю округу. Сегодня тихо вроде. Была воздушная тревога в Виннице около 11:00 примерно. Родные из Киева ночевали в метро. В Тыврове сегодня тихо, пока. Вчера сказали, что подорвали военные объекты. Я переехала [из Донбасса] к родственникам мужа в Винницу в 2015 году. Я была и по ту, и по эту сторону — страшно одинаково. Никто и никогда не сможет привыкнуть к войне. Моя дочь, слава богу, не помнит звуков войны в Луганске — была маленькая. Сейчас она всё это понимает. Остановите войну. Это всё, о чем молят люди и там, и тут.
Мы следим за ситуацией на Украине и в Донбассе в нашей онлайн-трансляции.