Мы продолжаем рассказывать нашим читателям истории земляков, сменивших берега Дона на жизнь за рубежом.
Елизавета родилась в Ростове, но уже в три года уехала из России. Её отец, инженер, устроился работать на атомную станцию в Литве, и Лиза до восьми лет прожила в Прибалтике.
— Уже тогда я захотела жить в Европе, — рассказала женщина корреспонденту 161.RU. — В России всегда чувствовала себя не на своем месте.
Сложное решение
Когда семья вернулась в Ростов, Елизавета окончила школу с серебряной медалью и вуз с красным дипломом. Потом работала начальником отдела контроллинга в крупной донской компании. Всё складывалось нормально, как у многих. Но мечта о другой, европейской жизни не покидала.
— На наш с мамой день рождения — у неё он 26 апреля, а мой 28-го — мы поехали в Италию, — рассказывает Лиза. — Это был стандартный тур Рим — Венеция — Флоренция. И я поняла, что моя жизнь уже не будет прежней. Влюбилась в эту страну по уши — в ослепительное солнце и приветливых жизнерадостных людей. Вернувшись, я бросилась учить язык.
Поначалу о переезде речи не было, вспоминает женщина. Ей просто хотелось как можно чаще бывать в Италии и говорить с ее жителями на их родном языке, лучше понимать культуру.
Через некоторое время по программе обмена в гости к Елизавете приехала девушка Лоренца из Рима. Месяц, который она провела в Ростове, стал настоящим языковым интенсивом: Лоренца училась русскому, Елизавета — итальянскому.
Елизавета сменила несколько языковых школ. Занималась с носителем языка. Уровень владения итальянским на тот момент у Елизаветы Петровой уже был приличный. Персональные занятия с носителем языка дали быстрый результат.
— Приезжать в Италию несколько раз в год для меня уже было недостаточно, я поняла, что хочу попробовать там жить, — вспоминает Елизавета. — Кто-то назовет меня сумасшедшей, но я собрала документы, съездила в Москву в консульство и в институт культуры и решила учиться в Италии. И не просто поступить в университет, а в один из самых известных и старейших в Италии, в городе Падуя на севере Италии.
Она решительно взялась за дело. Продала машину, уволилась с престижной работы и собрала чемоданы.
— Не скажу, что это далось легко. За неделю до вылета я совсем перестала спать ночами. Было страшно, — вспоминает Елизавета — Пугала неизвестность, я боялась оказаться совсем одна в чужой стране. Спасибо маме, она поддержала меня и не дала свернуть с пути. Жизнь одна, и других шансов, возможно, не будет, сказала она. Видя мои колебания, мама решила помочь мне с переездом. В Италию мы полетели вдвоем.
На новом месте
Петрова успешно сдала экзамены и поступила на языковой факультет Университета Падуи. Не обошлось и без трудностей. Но Лиза говорит, что ей везет на хороших людей. Так было и в Италии. Решить бюрократические вопросы со съемным жильем помогал управляющий агентства недвижимости. В вопросах, связанных с учебой, — студентка старших курсов, которая курировала первокурсников и с которой Елизавета потом сдружилась.
— Все кругом пытались помочь, — делится Елизавета Петрова, — и когда я открывала счет в банке или когда оформляла прописку в коммуне. Так в Италии называют административные образования, на уровне которых происходят регистрации места жительства, а также браков и рождений. Обычно это главный город, который дает коммуне название, и его окрестности.
Были и языковые трудности. Перебравшись в Италию, Елизавета поняла, что для жизни в стране ее уровня владения языком недостаточно. Она тут же записалась на языковые курсы в университете и первое время всюду ходила со словарем.
— А потом пришлось осваивать профессию жены и мамы, — улыбается Лиза.
С будущим мужем Лиза познакомилась за полтора года до переезда, но поначалу всё ограничивалось дружеской перепиской. За несколько месяцев до переезда общение почти сошло на нет.
Итальянца звали Иван — с ударением на первую гласную. Для Италии это имя редкое, гораздо чаще встречается Джованни — Иван на итальянский манер. Родители Ивана рассказывали, что священник даже не хотел крестить мальчика таким именем, но они настояли.
За день до вылета Елизавета написала Ивану и попросила встретить ее с мамой и чемоданами в аэропорту.
— Мне очень не хотелось пугать маму своей неорганизованностью. А Иван был единственным человеком, которого я знала в Италии. Я смутно представляла себе, как добраться от аэропорта Венеции до квартиры в Падуе, — смеется Елизавета. Даже не подумала о том, что расстояние от Турина, где жил Иван, до Венеции, где он должен был нас встретить, почти 500 км. Но он ни секунды не колебался и приехал. Кстати, в тот день он и узнал о моем намерении поступать в Университет Падуи. С этого момента Иван начал за мной ухаживать — звонил каждый день, приезжал на выходные.
Как рожают в Италии
Через год Иван и Елизавета поженились, и она переехала к мужу в Турин, а еще через год родилась Алессандра. Елизавете немного жаль, что пришлось бросить университет, но она выбрала семью.
— Я рожала в Италии, — говорит Лиза. — Как это происходит здесь? Сначала идешь на консультацию к гинекологу. Тут есть выбор: или к частному доктору, или в государственную клинику, где делают первое УЗИ и выдают карту беременной с планом действий на все девять месяцев.
Как рассказала Елизавета Петрова, в среднем за беременность она делала три УЗИ и семь раз была на приеме у гинеколога. УЗИ можно получить бесплатно, но нужно записываться за 1,5–2 месяца. В государственных клиниках большая часть анализов и осмотров проводится бесплатно. При этом комплексные обследования — так называемые скрининги, которые в России обязательны и бесплатны, в Италии платные и делаются по желанию родителей.
— Я решила перестраховаться и заручилась поддержкой частного гинеколога, — делится Елизавета. — Если вдруг решусь на второго, обязательно пройду весь этот путь с врачом из государственной больницы. Уровень медицины достаточно высокий и там, и там. Но частному доктору ты можешь позвонить и проконсультироваться в любой момент. Визит к частному гинекологу стоит в среднем 120 евро.
В последние годы средний возраст итальянок, готовящихся родить первого ребенка, — 35–40 лет. В свои 33 года на курсах для беременных Лиза была самой младшей.
В целом итальянские специалисты намного проще относятся к беременности и родам. Они считают, что это естественный процесс, и не перестраховываются назначением дополнительных лекарств и обследований.
В отличие от России, в Италии нельзя выбрать конкретного врача, чтобы тот принимал роды. А вот присутствие на родах членов семьи — обычное дело. В палате, где происходят роды, приглушенный свет, играет приятная музыка — при желании можно принести любимые CD. Разрешается захватить с собой на перекус орешки, шоколад, сок.
— Мне повезло, я оказалась в двухместной палате одна, и первые пару ночей мама или муж оставались со мной, — вспоминает Елизавета Петрова. — Кстати, пускают в родильное отделение всех желающих. Можно увидеть шумные толпы родственников, которые приходят познакомиться с малышом, и пап, катающих по коридорам прозрачные боксы с младенцами.
Родила я в среду, а в субботу нас уже выписали. В России выписка из роддома — праздничное мероприятие, в Италии всё более буднично: папа забирает маму с малышом и везет домой.
Про итальянских пап и маммоне
В Италии особое отношение к детям. Каждый готов подойти потрепать по щечке и сделать комплимент. Где бы вы с ребенком ни появились, даже за ужином в ресторане, вам очень рады. Даже если ребенок кричит и капризничает, его матери никогда не будут делать замечание. Никто никогда не скажет, что она не справляется со своими материнскими обязанностями, если не может усмирить малыша.
— Открытием для меня стало то, как относятся к детям папы-итальянцы, — рассказывает Елизавета. — Если вы выйдите на детскую площадку вечером или в выходной, вы увидите там в основном пап, а не мам, причем все они будут активно заниматься со своими крохами, бегать за ними на горки и качели. Такую же картину вы можете увидеть и на пляже. Но не стоит думать, что воспитанием детей занимаются исключительно папы: родители делят обязанности пополам. Если дома ребенком занимается мама, то всё остальное время это делает отец.
Однако далеко не все итальянцы вступают в брак. По словам Елизаветы Петровой, итальянский мачо около 40 лет, который живет со своей мамой, позволяет ей готовить себе еду, стирать и гладить — обычная картина. Таких мужчин называют «маммоне».
Особое внимание итальянцы уделяют религиозному воспитанию. Малышей крестят рано, и это большой праздник. Очень распространены детские сады, которыми управляют монахини. Обычно такие учреждения отличаются строгой дисциплиной. С шести лет детей водят в церковь на уроки катехизиса, чтобы потом с размахом отпраздновать первое причастие — обычно это происходит в восемь лет и становится праздником. По пышности и обилию подарков он превосходит любой из детских праздников.
Как и в России, в Италии есть и частные, и государственные детские сады. В государственных в основном оплачивается только питание. Это стоит порядка 100–120 евро в месяц. Стоимость частных детсадов может доходить до 500 евро. В детский сад, или, как их здесь называют scuola materna, ребенка можно отдать с трех лет. Однако некоторые родители отдают и раньше, в два с половиной года. Так поступила и Елизавета.
— Расписание в садике очень неудобное для работающих родителей, занятия начинаются в 8:00 и заканчиваются в 16:00, — делится Лиза. — Хотя за отдельную плату можно оставить ребенка в «продленке» до 18:00. Сады открыты с понедельника по пятницу. Есть садики, которые работают и по субботам, но они — редкость. Работают садики с сентября до июля. Закрываются на две недели на рождественские праздники и Новый год. Группы разновозрастные, от трех до шести лет. Детки носят форму — халатики, которые обычно соответствуют цвету группы, моя дочка в группе «красных», и, соответственно, халатики у всех красные с вышитыми фамилией и именем.
Что касается одежды для детей, то в Италии, как и в России, всё зависит от дохода семьи. Широко представлены как люксовые марки — Burberry, Gucci, D&G, так и средние итальянские бренды, которые можно купить в многочисленных аутлетах с большими скидками. Качество таких вещей достаточно высокое, все они сделаны в Италии и очень интересны по дизайну. Представлен и масс-маркет: Benetton, Zara, H&M.
Когда детки вырастают, их одежду, как правило, не выбрасывают, а дарят деткам знакомых и друзей либо отдают в специальные благотворительные организации, такие как Caritas.
— Скучаю ли я по родине? Когда была беременной, очень не хватало русской кухни, но и этот вопрос мы решили, найдя в Турине магазины с русскими продуктами, — рассказывает Елизавета. — Единственное, чего мне не хватает, — это моей семьи и друзей, которые остались в России. Но они к нам часто приезжают.
Красное вино и любовь к жизни
Жизнь не стоит на месте. Дочке Алессандре почти четыре года.
Сегодня Иван и Елизавета заняты проектом, который планируют превратить в семейный бизнес. Он состоит в том, чтобы по-новому показать российским туристам Пьемонт.
— Мой муж родом из Пьемонта и влюбил меня в этот край, — говорит Елизавета. — Сейчас мы вместе создаем сайт и занимаемся разработкой маршрутов в этом красивейшем регионе. Здесь есть и великолепные озера, и горы, и множество памятников культуры, занесенных в список ЮНЕСКО. В наших турах будет всё — и всевозможные дегустации, и курсы по приготовлению блюд традиционной кухни, и эногастрономия (искусство выбора вина, которое наилучшим образом подходит к тому или иному блюду. — Прим. ред.). Уверены, что россияне оценят это по достоинству, ведь красные вина Пьемонта входят в десятку лучших вин мира.
Лиза не жалеет о сделанном выборе. В Италии она чувствует себя дома, ей очень нравятся люди, позитивные, умеющие любить жизнь. Итальянцы заботятся о своем здоровье, очень многие занимаются спортом. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет. Здесь нормально встретить 60-летнего соседа в спортивной экипировке и на шоссейном велосипеде, который возвращается домой, проехав для удовольствия 100 км, или соседку 80 лет, которая ходит на йогу.
— Мне нравится, как мужчины здесь ценят семью, как относятся к детям, — говорит Елизавета. — Мне нравится, что зима здесь — это около нуля. Мне нравится красота, которая окружает меня ежедневно. И, конечно же, в Италии чудесная кухня, круглый год невообразимое множество овощей и фруктов. Теперь в России я скучаю по итальянской кухне. Невозможно не радоваться жизни в таком антураже.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во ВКонтакте, Facebook и Одноклассники, а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–918–50–50–161 или на почту: 61@rugion.ru. Телефон службы новостей: 303–06–14.