В минувшую субботу в Ростове прошла встреча дискуссионного клуба «В поисках смысла». Горожане, активисты и эксперты обсуждали новую маршрутную сеть, начавшую работу в Ростове месяц назад. В итоге большинство участников пришло к выводу, что «транспортная реформа» оказалась провальной. Корреспондент 161.RU разбирался, почему так вышло и как это можно исправить.
Как создавалась новая маршрутная сеть Ростова
В донской столице «транспортная реформа» началась в конце октября — начале ноября. В результате нее были добавлены новые маршруты, некоторые частично поменяли направление, на некоторых изменился класс вместимости транспорта.
По словам автора проекта профессора ДГТУ Владимира Зырянова, новую схему подготовили еще в 2016 году. Сеть была создана на основании исследований пассажиропотоков, проводились социологические исследования и автоматическое моделирование.
― Мы проводили свои исследования. Смотрели по два-три автобуса с каждого маршрута. Определили статистически достоверную выборку, 4,5 тысячи человек, и провели социологический опрос, — рассказал Зырянов.
По его словам, в результате была создана маршрутная сеть, которая соответствует всем рекомендациям, которые существуют в России.
― У нас не было цели просто что-то изменить. При создании проекта мы классифицировали все маршруты и выделили те, которые ни в коем случае нельзя трогать. Мы дали все необходимые рекомендации администрации. Но она имеет право вносить свои правки с учетом существующих ситуаций, — пояснил профессор.
Плюсы и минусы реформы
Перемены, связанные с изменением транспортной инфраструктуры в городе, вызвали массу нареканий. В Ростове возник коллапс, о котором ранее предупреждали перевозчики. Люди возмущаются в социальных сетях, пишут обращения в городскую и областную администрации, требуют урегулировать ситуацию..
Ниже мы приводим список транспортных проблем, которыми возмущены ростовчане:
люди подолгу стоят на остановках и не могут уехать домой: транспорт либо ходит редко, либо забит под завязку;
автобусы ходят медленнее, чем маршрутки, останавливаются на каждой остановке. В результате на дорогу уходит больше времени;
на остановках убирают старые таблички с указанными маршрутами, а новых нет — люди не знают, как, куда и на чем можно доехать;
возможность безналичной оплаты есть не везде. В некоторых маршрутках водители попросту заматывают валидаторы в ткань;
изменились номера маршрутов, к которым все привыкли.
При этом, что касается безналичной оплаты, в администрации города заявили, что специальными терминалами оборудованы все автобусы и электронный транспорт.
― В общем количестве оборудованы 1545 единиц подвижного состава. В связи с нехваткой необходимых комплектующих и сжатыми сроками часть оборудована мобильными терминалами, которые находятся у водителя, — сообщили в ростовской мэрии.
При этом, по мнению общественников, есть и положительные моменты, хоть их и гораздо меньше. По словам автора проекта «Ростовский городской транспорт» Михаила Кругликова, общественный транспорт ходит теперь в тех районах Ростова, где его раньше не было. Кроме того, льготы теперь предусмотрены во всех автобусах и маршрутках. А на взгляд автоблогера Александра Коваленко, уменьшение маршруток может сделать сделать ростовские дороги более безопасными.
Причины и решения
Зырянов считает, что основной причиной возникшей ситуации стал тот факт, что в городе нет масштабных автотранспортных предприятий.
― За последние десятилетия мы потеряли мощную транспортную инфраструктуру. В свое время «Ростовпассажиртранс» выпускал на линию 550–600 машин. Сейчас это решило бы все проблемы. Если бы в Ростове сейчас существовала такая основа, то все изменения прошли бы легче. Основная задача сейчас — создать такие предприятия. Те, которые работают сейчас в городе, неустойчивы и не могут обеспечить соответствующего качества, — уверен эксперт.
По его словам, проблемы возникли и из-за нехватки транспорта. Если бы с первого дня на линии работало количество автобусов, предусмотренное по конкурсу, коллапса бы не случилось.
― Целью было заменить маршрутки автобусами. Мы рекомендовали 650 автобусов большой вместимости вместо существовавших 400. С учетом технической готовности в наличии должно быть 750 машин. Только в этом случае можно закрыть объемы перевозок. В первые дни «транспортной реформы» не было такого количества автобусов. Необходимо довести количество подвижного состава до нужного числа, — добавил Зырянов.
Проблема нехватки транспорта на линии вытекает из нехватки водителей. Обычно на один автобус приходится один водитель, который работает с утра до позднего вечера. Соответственно, это негативно сказывается на безопасности дорожного движения, пассажиров и на здоровье самого водителя.
― Они должны работать в 1,5 смены. То есть на каждую сотню автобусов должно быть 150 водителей, — уверен Зырянов.
Перспективы
У некоторых ростовчан возник вопрос: почему в ходе реформирования транспортной системы не была предусмотрена система бесплатных пересадок? Оказалось, что это связано с всё той же безналичной оплатой.
― Пока в Ростове эта система не заработает полностью, запустить пересадочную систему не будет возможности. Других препятствий нет. Как только оно исчезнет, появятся и тарифная гибкость, и возможность платить один раз при смене транспортного средства, — объяснил Владимир Зырянов.
При этом президент Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал Зирки заявила, что этот проект существует и запланирован в ближайшей перспективе.
― Сначала необходимо ввести безналичную оплату проезда в Ростове, потом — в Ростовской области. А затем будет вводиться пересадочная система, — рассказала Ал Зирки.
Информация об этом есть и в программе развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта Ростова до 2035 года. Согласно ей, систему бесплатных пересадок между маршрутами начнут разрабатывать в ближайшее время. Правда, сроки их появления не оговариваются.
В документе также идет речь о том, что власти намерены приобрести электробусы, трамваи, троллейбусы и в целом увеличить количество электронного транспорта в городе. Новые магистрали будут строить с выделенными полосами для общественного транспорта, а средний возраст подвижного состава сократят до шести лет.
Кроме того, согласно программе, к 2035 году удастся окончательно избавиться от простоя на остановках и недостатка общественного транспорта по вечерам. Так что, возможно, нам просто стоит запастись терпением.
― Наши рекомендации были приняты. Я надеюсь, администрация доведет всё до логического завершения, — заключил Зырянов.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 918 50-50-161 или на почту: 61@rugion.ru. Телефон службы новостей: 303-06-14.