Скоро в Ростове будет 427 личных автомобилей на каждую тысячу горожан — это прогноз областного Минстроя. Чтобы дороги не замерли в вечных пробках, нужно развивать общественный транспорт, уверен директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян обсудила с экспертом последствия всё большей автомобилизации.
Пешком быстрее?
В постановлении министерства о нормативах градостроительного проектирования отмечено, что к 2030 году на тысячу жителей Ростова будет по 500 автомобилей, из которых 427 — личные. Актуальные показатели заметно меньше: 420 и 358 соответственно. Что не мешает 10-балльным пробкам регулярно возникать.
Как избежать больших проблем в будущем?
— Ответ очевиден и выработан многолетней практикой за рубежом, где с проблемами взрывной автомобилизации столкнулись раньше нас: нужно развивать общественный транспорт как альтернативу личному, — отмечает Трухачев. — Никакой автомобиль никогда не сможет перевезти столько людей, сколько любой самый малый автобус, занимающий на проезжей части места во много раз меньше, чем автомобили, способные перевезти такое же количество людей.
Сравним с данными 2021 года. Тогда, по данным «Автостата», на тысячу ростовчан приходилось 286 личных автомобилей. Ежегодный рост автомобилизации в России составляет 5%, что опережает скорость развития дорожной сети.
Справиться с пробками в Ростове можно, только это долгая, «неблагодарная системная работа, которой заниматься у нас, кажется, никто не хочет».
— В Москве есть чем заменить личный автомобиль, и эта замена эффективна. В Ростове от своего автомобиля можно отказаться разве что в пользу своих двоих. Заняться нужно и дорожным покрытием, и разметкой, и платными парковками, и ограничениями на допуск в центр, ограничениями по разгрузке-загрузке, по проведению ремонтных работ, развитием общественного транспорта, интеллектуальными системами. Но на всё это нужна воля. А воли этим заниматься нет.
«Сочетание слов "Ростов" и "общественный транспорт" способно вызвать либо слезы, либо навязчивое желание поупражняться в ненормативной лексике»
Нормы автомобилизации населения учитываются при расчете количества парковочных мест у жилых домов, добавил директор «Южного градостроительного центра». На каждый автомобиль нужно в среднем 25 квадратных метров с учетом проездов.
— Стоит, допустим, 25-этажный «человейник», где на каждом этаже 20 квартир по два человека в каждой. Вот вам и 1000 человек. Ездят они на своих среднестатистических 427 автомобилях, которые на ночь стремятся оставить максимально ближе к дому. И занимают они 10,6 тысячи квадратных метров, то есть больше гектара! Вы видели где-нибудь около «человейника» парковку в один гектар? Вот и я не видел, — говорит Трухачев. — Так что новые нормативы — это про очередной разрыв между законом и реальностью. Надо сначала создать эффективный механизм применения этих норм, а уж потом думать о том, как повышать показатели. Иначе будем получать и впредь казусы, подобные ЖК «Державинский», где в заключении экспертизы черным по белому написано, что недостающие площади парковки будут изыскиваться за счет аренды части участка речного порта, о чем ни порт, ни жители, купившие квартиры, как оказалось, не подозревали. Зато всё по нормам.
Трухачев считает, что до критической загрузки дорог, «когда всё стоит и ехать некуда», Ростов пока не дошел. «Но то ли еще будет!»
— Мое мнение — отказ от личного автомобиля в Ростове, с учетом нашей психологии, произойдет тогда, когда все авто встанут намертво и придется ходить пешком. Только это и способно нас заставить развивать общественный транспорт. Пробка — вообще понятие относительное. Покажите москвичу ростовскую пробку и увидите, как он будет смеяться, а потом поезжайте в Таганрог и попросите кого-нибудь местного показать тамошние пробки. Реакция уже у вас будет аналогичной.
Самые загруженные дороги Ростова
В донском управлении ГИБДД назвали несколько участков, где постоянно возникают пробки. Например, площадь Гагарина — утром, когда транспорт едет из спальных районов в центр, и вечером, когда всё повторяется в обратном направлении. Для регулировки движения в пиковые часы там выставляют экипажи ДПС — как и на проспектах Нагибина и Стачки.
На улице Особенной от Вавилова до Зрелищной нужны заездные карманы на автобусных остановках, пока же при высадке пассажиров возникают помехи для движения машин. Страдает и улица Таганрогская — от Стрелковой до Малиновского. Пробки там возникают из-за железнодорожного переезда в районе Нефтяного переулка и кольцевой транспортной развязки Таганрогская — Малиновского.
— Вы думаете, все, кто ежедневно простаивает в пробках по дороге домой, страдают от этого факта? Вовсе нет. Один мой знакомый в ответ на мою тираду о необходимости развития общественного транспорта возмущенно сказал о том, что он никогда не покинет свой автомобиль, — рассказывает Сергей Трухачев. — Каждый вечер, добираясь по Нагибина домой, он проводит с огромным удовольствием — здесь у него закрытый от всех непогод салон, дорогая кожа, любимая музыка с хорошим звучанием, смартфон, в котором он смотрит соцсети, флиртует с подругами, беседует с друзьями, в общем полный релакс, а дома — жена, теща, дети, проблемы. Зачем торопиться?
161.RU писал, как в Ростове штрафуют за нарушение платной парковки. Прием платежей через 130 паркоматов временно недоступен из-за введенных Европейским союзом санкций. Мы публиковали карту новых парковок в центре города.