Дизельное топливо в Ростовской области подорожало больше чем на 14% всего за два месяца. Вместе с ним с начала лета неуклонно растет в цене и бензин. Корреспондент 161.RU узнал у председателей ассоциаций перевозчиков, как удорожание топлива может отразиться на ценах и экономике юга России.
Сумбат Авдальян, председатель «Объединения транспортных перевозчиков» в Ростовской области
— Рост цен бросился в глаза особенно в августе. Ну вы же все прекрасно сами видели, как это было. Цены на бензин поднялись, а цены на перевозки остались прежние. Страдать, соответственно, будет конечный покупатель. Это будут обычные бабушки, дедушки, обычные жители. Сами понимаете, что из этого выйдет, — отметил Авдальян.
По его словам, дальнобойщики Ростовской области пытались привлечь внимание к проблеме, объявив забастовку: 120–150 водителей на неделю перестали выходить на работу, но добиться внимания чиновников не смогли.
— Вместе с ростом цен на бензин цена вырастет на перевозки. Вы же сами прекрасно понимаете, машины работают не на воздухе, — считает Авдальян.
«В итоге это отразится на всём — впрочем, уже отразилось. И отразится больше»
Как уверен председатель общественной организации, проблема касается не только перевозчиков-одиночек — «достанется всем». Топливный голод пойдет по маленьким фирмам, затем по более крупным компаниям — и в итоге зацепит всех.
Денис Гаврилов, координатор краснодарского отделения «Объединения перевозчиков России»
— Все водители сейчас переживают. Неизвестно, как сейчас рынок отреагирует на поднятие цен, — рынок достаточно инертен. Цены подняли для нас, на сегодняшний день поднять ставки быстро не получится, — считает Гаврилов. — Остановить движение [перевозчиков] тоже не получится, потому что работать надо. Сейчас многие в лизингах, поэтому люди будут продолжать работать. Но всё равно, грубо говоря, будет отстаивание цены за перевозки. Цены будут увеличиваться.
Гаврилов согласен с Авдальяном в том, что за ростом цен на перевозки последует рост цен на товары в магазинах. По его оценке, скачок цены по топливу составил около 20%. Это значит, что перевозка увеличится на 10%.
— Это как цепная реакция, она закольцована. То есть она пройдет несколько кругов экономики. Цены [на товары в магазинах] поднимутся, я думаю, что тоже на 20%, это точно, — сказал Гаврилов.
В Краснодарском крае, как и в Ростовской области, топливо пропадало с нескольких заправок. Во многом это связано с уборкой и перевозкой зерна. Примечательно, что нехватка топлива уже коснулась более северных регионов, — по словам Гаврилова, обстановка на заправках в Воронежской области тоже ухудшается.
— Убрали у нас, предпринимателей, все скидки на топливо [на заправках]. Раньше мы заправлялись, заключали договор с сетевыми компаниями. Нам выдавали свои карты и давали скидку. Теперь некоторые компании начинают ее убирать или сокращать — это коснулось «Газпрома», Роснефти, — рассказал Гаврилов.
По мнению Гаврилова, дожидаться от местных властей какой-то реакции и помощи — довольно бесполезно, поскольку это попросту не в их компетенции.
«Это вопрос государственного регулирования. В частности, государства, которое должно заботиться о своем народе. Этой заботы на данный момент не видно»
На этой неделе министр промышленности и энергетики Ростовской области Андрей Савельев заявил, что запаса дизельного топлива на некоторых заправках региона хватит на один день. Периодически повышенный спрос замечают на АЗС вдоль трассы М-4 «Дон». Тем временем Федеральная антимонопольная служба собирается проверить обоснованность роста цен на топливо в регионе.