5 сентября Генпрокуратура признала нежелательной на территории РФ НКО «Международная федерация транспортных рабочих» (International Transport Workers Federation, ITF). Председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков уже назвал это «ударом по собственным гражданам». Моряк Павел Юхименко рассказал 161.RU, зачем морякам была нужна ITF и что изменится после признания ее нежелательной.
Павел Юхименко — 2-й помощник капитана в международной контейнерной компании. Стаж в море — 12 лет.
— Роль ITF заключалась в помощи морякам. Допустим, с задержкой зарплаты — на некоторых судах она бывает вплоть до трех месяцев. У ITF есть инспекторы по всему миру. Моряки жаловались, инспекторы поднимались на судно, начинали проверки. В итоге могли довести ситуацию до ареста судна, пока не выплатят задержанные деньги, — объяснил Юхименко.
Также ITF помогала в случае задержек по контракту. Во время пандемии некоторые компании задерживали на борту моряков вплоть до 11 месяцев, чтобы сэкономить. В итоге это плохо сказывалось на здоровье и психике моряков. В таких случаях тоже обращались в ITF, чтобы решить ситуацию.
С признанием ITF нежелательной компанией мало что изменится для тех российских моряков, что работают на зарубежные компании. При этом российских моряков всё еще активно берут в такие компании — сказывается сильный дефицит в профессии. А на русских судах — да, могут возникнуть перемены, «но не радикально».
— Допустим, [возникает] ситуация, когда моряку не платят деньги. Российский профсоюз не сможет сделать так, что судно арестуют. Но можно будет подать в российский суд на компанию, судиться с ней в России и взыскать какие-то средства — и уже с поддержкой профсоюза. А в случае затягивания смен — иначе. У Российского профсоюза нет представительств за границей. Добиваться придется через посольства, а это сложнее. Раньше был достаточно легкий и простой рычаг, который всем был понятен: «Я позвоню в ITF», — отмечает Юхименко.
Юхименко считает, что ITF могли признать незаконной из-за арестов судов российских компаний с российским экипажем. Ему знаком капитан, который провел под арестом во французском порту на судне около 8 месяцев.
— Мое личное, субъективное мнение: думаю, данное действие Генпрокуратуры было в ответ на такие аресты, — полагает Юхименко.
Корреспондент 161.RU обратился в Азово-Донскую территориальную организацию Российского профессионального союза моряков (на сайте компании еще значится, что это аффилированный член ITF) за комментарием. Как отметил председатель территориальной организации Леонид Глушак, пока официальных заявлений из «центра» по поводу признания ITF нежелательной нет, так что комментировать ситуацию рано.