«Вообще не представляю, как выживают маленькие автошколы», — говорит директор одной из ростовских школ вождения. Уход крупнейших автоконцернов и резкое удорожание запчастей в 2022 году совпало с сокращением тех, кто учится «на права». Корреспондент 161.RU Даниил Солодьков узнал у представителей автошкол, что теперь происходит с этим бизнесом.
Как сообщили 161.RU в региональном управлении ГИБДД, в минувшем году жители области получили 129 800 водительских удостоверений — на 32 000 (20%) меньше, чем годом ранее.
— Трудность всегда одна — поиск клиентов. У нас, если говорить о Ростове, очень дорогие лиды (потенциальный клиент или его оставленные контакты. — Прим. ред.). Очень высокая конкуренция у крупных школ. Я вообще не представляю, как выживают маленькие, — рассказывает директор школы вождения «Развитие» Тарас Пастухов.
Еще в сентябре 2022-го «минимальный» пакет обучения на категорию Б в этой автошколе стоил 19 900 рублей, но в феврале курс подорожал до 29 900 рублей. Стоимость «стандартного» пакета занятий при этом даже чуть сократилась — до 34 500 рублей после 34 900.
В кризисном 2022 году закрылась школа «Автоград» — одна из старейших в Ростове. Владельцы не называли причины, но Пастухов связывает всё с нехваткой клиентов.
— Слишком высокая цена, неудобное местонахождение, да и конкуренция у нас весьма агрессивная. Местное руководство такой школы, как «Автоград», не выдержало конкуренции и агрессивного маркетинга, который есть у соперников.
Говоря о комплектовании школы руководитель «Развития» отметил, что пока компания не собирается менять автопарк: «Китайская машина для автошколы — это мусор. Отечественный автопром — это значит терять клиентов».
Замдиректора по учебной части «Союза Автошкол» Денис Запара соглашается с Пастуховым в том, что кризис в автомобильной отрасли сильнее всего ударил по небольшим автошколам, где часто набирает и обучает клиентов один человек или небольшая команда.
— Их десятки открываются и закрываются каждый год вне зависимости от происходящих процессов. Страдают и те компании, которые не выдерживают конкуренции. Например, с регионального рынка ушла компания «Автоград», которая работала с 1974 года, — рассказал он изданию «АиФ-Ростов» в сентябре.
В «Союзе Автошкол» ценник растет с 2021 года: тогда основной курс на категорию Б стоил 32 900 рублей. В 2022 году — 34 900, а в 2023 году — до 37 990 рублей.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олега Дерезы, он пока не получал жалоб от автошкол, но это не значит, что проблем нет.
— Права всем нужны. Я не имею статистических данных, сколько было клиентов и сколько стало, но жалоб мы не наблюдаем, — отметил Дереза. — Хотя я думаю, что с проблемами они сталкиваются. Речь не о давлении со стороны правоохранителей или государства, это экономическое давление. Понятное дело, что никто не сможет предоставить запчасти дешевле.
«К сожалению, предпринимателям приходится бороться собственными силами с этими проблемами»
По его мнению, автошколы могут начать использовать машины китайского или отечественного производства. Как бы в подтверждение его слов в «Союзе Автошкол» ученики уже сейчас могут ездить на таких моделях фирмы Lada, как XRay, Granta, а также легендарных Priora и Niva 4x4.