Алексей Шереверов — водитель трамвая. Поработав в Ростове-на-Дону, решил перебраться в Таганрог — устал от тяжелых планов и возни с устаревшим оборудованием. Теперь Шереверов водит один из таганрогских трамваев. Чем отличается работа в двух соседних городах, водитель рассказал корреспонденту 161.RU.
Износ до предела
— Когда я вернулся в Таганрог и впервые сел в кабину трамвая, я удивился: никогда не думал, что в город придет такая цивилизация. Всё то же самое, как и в Москве: валидаторы, монетоприемники, всё цивильно, — рассказывает Алексей.
Шереверов родом из Таганрога. Долго работал машинистом электровоза — в Москве. Пробыв некоторое время в столице, решил вернуться ближе к дому. В 2019 году устроился на работу в Ростовскую транспортную компанию — это муниципальный монополист, контролирующий все трамваи и троллейбусы Ростова.
— Это довольно неплохая компания. В целом она мне понравилась: меня отправляли в 21-м году в Волгоград на конкурс лучших водителей трамвая. Занял 15-е место, — говорит Шереверов. — Руководство менялось, но это не влияло на стабильность работы в компании. Но желаю им только модернизации линий.
В то же время Алексей признает, что работа в Ростове сильно отличается от Москвы — приходится намного больше времени проводить на работе. В столице рабочий день никогда не затягивался дольше 8 часов, а иногда было и 6–7 часов при схеме пять через два. В Ростове приходилось работать минимум по 10 часов при схеме два через два.
— Естественно, зарплаты отличались. Но для Ростова нормальная зарплата получается у водителя трамвая, мне кажется. Ползарплаты твоей — это премия, — вспоминает Алексей. — Премия рассчитывается так: нужно отработать без нарушений, выполнять все инструкции должностные, по технической эксплуатации и возить план. И если вы не собираете на конец месяца план, если вы в минусе — премии не будет. План собирается тяжело, но кое-как можно. Конечно, приходилось задерживаться, перерабатывать, чтобы собрать его.
По словам водителя Ростовской транспортной компании, пожелавшего сохранить анонимность, часовая ставка в Ростове сейчас — 77 рублей, в Таганроге — 150 рублей в час. В Краснодаре — 121 рубль в час, в Москве и Питере — недосягаемые для малых городов 219 рублей и 290 рублей.
Главное нарекание и бывших, и действующих сотрудников РТК — очень старая техника. Современных машин модели City Star сильно не хватает, чаще всего приходится пользоваться «Татрами» 1980-х годов производства.
— Эти «Татры» причем ни разу не проходили модернизацию, — отмечает Алексей. — Подвижной состав — убогий.
То же касается и профиля пути, особенно на маршруте от Лендворца. Всё в плачевном состоянии, говорит Алексей, и такая ситуация сохраняется давно: рельсы кривые, трамваи трутся об асфальт. Более-менее ситуация только на улицах Станиславского и Максима Горького.
— Когда я сошел с Москвы на [ростовские] рельсы — я был удивлен, конечно. Я начал работать на тяжелом профиле — это те, для которых нужны опытные водители со стажем минимум в 3 года. Конечно, был под впечатлением: очень сильные руководящие спуски, подъемы резкие, — говорит Алексей.
Проблемная техника — это главная трудность работы на трамвае в Ростове. Машины постоянно ломаются и приходится возвращаться в депо. В итоге на линии работают мало, а план по перевозкам пассажиров остается. Аналогичных проблем в Москве, конечно, не было. Там тоже какое-то время ездили «Татры», но они были свежими, модернизированными.
Московский подход
Вернуться в Таганрог Алексей решил, узнав о модернизации трамвайной сети.
— Дело в том, что я сам из Таганрога, у меня тут жилье. В Ростове я жил на съемной квартире. Я подумал, если сейчас есть возможность работать в Таганроге, на таких новых хороших трамваях, где всё новое, всё красивое — почему бы не вернуться?
Модернизация трамвая в Таганроге началась еще летом 2021 года. Она затронула не только оснащение вагонов, но и всю инфраструктуру — появилось приложение «Таганрогский трамвай», в котором можно увидеть ход техники по городу и оплатить поездку, начали устанавливаться новые остановки. Сами же вагоны оснастили кондиционерами и USB-портами для зарядки телефонов.
По словам Алексея, многие водители трамваев в Ростове когда-то оканчивали таганрогское ПТУ. После модернизации трамваев в городе они начали возвращаться назад — перешло уже два человека, некоторые еще рассматривают этот вариант.
Как отметил другой водитель трамвая, в Ростове штат — около 50 водителей. При нормативном выпуске в 30–33 машины нехватка кадров ощущается остро, так что уход даже двух водителей — это проблема. Это, кстати, одна из причин переработок в РТК.
— В целом в Таганроге [в целом по городу] довольно скудные зарплаты. Но «Синара» хорошо платит. Чем отличается работа здесь? Да почти всем, — смеется Алексей.
Главное — новые вагоны, новые пути, новая контактная сеть. Всё абсолютно новое, вагоны комфортны как для пассажиров, так и для водителей. Но самое главное — есть график, интервалы соблюдаются.
— В Таганроге раньше автобусы перестают ходить, чем трамваи — они исчезают с улиц около 10 часов, а трамваи еще ходят. Последний вагон в Ростове заезжает в 11 часов, но их всего по одному ночному вагону на каждый маршрут в городе. В Таганроге последний трамвай заходит около 00:20. Машины постепенно сходят с линии, начиная с 21:30, и это, конечно, очень круто.
Алексей считает, что у трамвайной сети Таганрога больше общего с Москвой, нежели чем с Ростовом. Отличие только в вагонах — в столице почти везде перешли на новые «Витязи» и «Львята», а в Таганроге используют КТМ-628, которые когда-то использовались в Москве.
— Опыт работы здесь вообще очень похож на Москву. У каждого корпоративная одежда, своя форма. А в Ростове водители ходят в чем и хотят. Здесь же форму выдают — это очень серьезный подход.
Алексей говорит, что не заманивает коллег работать в Таганрог: зачем делать, если есть жилье в Ростове? К самому РТК водитель претензий не имеет, даже напротив — признателен за опыт работы. И очень сильно желает ростовскому трамваю обновить подвижной состав и пути.
«Синара» собирается заключить концессию на модернизацию трамвая и в Ростове — правда, разговоры об этом идут еще с 2021 года. По последним планам компании, соглашение хотели подписать до конца 2022 года, но не срослось. Ростовские власти настаивают, что в 2023-м найдут концессионера для трамвайного проекта. В городе должны появиться новые ветки — до Левенцовки и Суворовского, а трамваев на линии должно стать как минимум втрое больше.