Сальский район остался практически без общественного транспорта: машин на маршрутах почти не осталось, а купить новые не позволяет дороговизна запчастей и невозможность купить новые автобусы в ближайшем будущем. Жителям приходится ходить пешком на десятки километров или переплачивать за такси.
В администрации Сальского района корреспонденту 161.RU уточнили, что на маршрутах осталось всего восемь единиц транспорта. Эту же цифру назвали в региональном правительстве. Население района при этом — около 100 тысяч человек.
— К сожалению, имеющихся автобусов не хватает на все маршруты и добавлять сейчас нечего. На линию выходят все исправные автобусы. Совместно с министерством транспорта Ростовской области, в чьем ведении находится Сальское ПАТП, рассматриваются пути пополнения парка автобусов, — написал в телеграм-канале губернатора представитель правительства Ростовской области, отвечая на жалобы.
Претензий к работе транспорта было меньше, пока ездили маршрутки, рассказала корреспонденту 161.RU сальчанка Екатерина. Но несколько лет назад микроавтобусы сняли с использования и прислали в Сальск большие автобусы.
— Поначалу они хоть как-то ходили, а потом стали ломаться, — говорит Екатерина. — Запчасти не российские, поэтому обслуживание этих машин, как я понимаю, оказалось дорогим. Постепенно автобусы сошли на нет.
Сальчане уточняют, что востребованные маршруты закрылись, на дорогах иногда встречаются автобусы № 1, 2, 3, 4, 7. Из-за нехватки машин и отсутствия системности в работе люди не могут, например, доехать до кладбища на окраине города.
— Летом была настоящая катастрофа: Сальск добирался по своим делам пешком или на своих машинах, реже — на такси. Случился бум в автошколах, народ пошел права получать. Иного выхода просто не видели, — вспоминает Екатерина.
В донском Министерстве региональной политики в ответ на запрос 161.RU подчеркнули, что организация транспортных услуг между поселениями находится в ответственности муниципальных властей.
— Дневные рейсы по пригородным и внутригородским маршрутам оптимизированы в связи с частичной неисправностью транспортных средств, а также с удорожанием цены на горюче-смазочные материалы, комплектующие и запасные части автобусов, — добавили в министерстве.
Обращения жителей по проблемам городского и районного транспорта чаще всего остаются незамеченными. В августе неудобные вопросы про исчезающие сальские автобусы в прямом эфире с замминистра транспорта Дмитрием Беликовым не задали, но чиновников все-таки призвали к ответу в комментариях.
— Специалисты «Сальского ПАТП» пытаются решать проблемы с небольшими поломками на месте там, где это возможно. Остальные автобусы находятся на долгосрочном дорогостоящем ремонте, возможностей которого пока не имеется как по финансовой составляющей, так и по причине элементарного отсутствия импортных запчастей к ним. Пока конкретных сроков решения проблемы нет. Как администрация района, так и администрация города оказывают максимальную помощь в деятельности ПАТП в рамках своих полномочий. Совместно с министерством транспорта Ростовской области рассматриваются пути решения проблемы, в том числе выделения дополнительных автобусов. Но ни один пока не предполагает быстрого решения, — написал представитель районной администрации.
Дозвониться в сальское ПАТП, чтобы узнать состояние до сих пор работающего подвижного состава и количество водителей, корреспонденту 161.RU к моменту публикации не удалось.
О критической ситуации с транспортом в Сальском районе губернатору жаловались и в эфире телепрограммы «О главном». В сентябре местные жители заявили, что ПАТП находится на грани банкротства, количество рейсов сократили, а в некоторые населенные пункты автобус ходит лишь три раза в неделю.
— Что касается Сальска, то до конца года это предприятие получит дополнительно порядка 20 автобусов, — ответил тогда губернатор Василий Голубев. — Надеюсь, это позволит восстановить работу в удобном для людей графике, это позволит предприятию несколько изменить доходность своей работы.
Новые автобусы до Сальска все еще не доехали.
Стоимость проезда в автобусах Сальска резко подняли с 1 декабря 2021 года сразу на 9 рублей — с 16 до 25 рублей. Причиной повышения цен, по словам властей, стали убытки перевозчика: по итогам 2020 года ПАТП ушло в минус на 18,8 миллиона.