Трамваи менее востребованы, чем автобусы, но у них есть преимущество — особенная, неуловимая атмосфера. Под ее обаяние попадают и водители трамваев, чья профессия тяжелая, как они сами говорят, но любимая.
Рутинная и однообразная работа водителя трамвая забирает все силы и энергию, поэтому под конец дня Наташа возвращается домой как выжатый лимон. А там свои хлопоты и заботы, на которые совсем не остается ни времени, ни сил.
Наташа водит старенький бело-голубой трамвай № 7 — от Буденновского проспекта на Западный.
Старые трамваи — это романтика
Из кабины водителя выходит девушка в ярко-оранжевой жилетке и ловко переводит стрелку на рельсах.
На мое предложение поговорить она охотно соглашается, заранее предупреждая, что в кабине очень жарко.
Ее зовут Наташа, ей 30 лет. Трамвай она водит уже 4 года. Устроилась водителем она из-за странной истории — когда-то чуть не попала под трамвай.
— Я тогда на заморочках была: капюшон, наушники. Шла рядом с путями. И вдруг передо мной, буквально в метре, пролетает трамвай. Я такая: «Класс», — смеется Наташа. — А за управлением сидела такая статная женщина. И я подумала: «Боже мой, какие женщины там работают!».
А вскоре, будто по счастливой случайности, Наташе попалось объявление о наборе учеников водителей трамвая. Через полгода обучения в автошколе, нескольких экзаменов и финальной проверки в ГАИ, девушка села за панель управления старого трамвая. Его она водит и по сей день. Причем по собственному желанию.
— Старый трамвай — это какая-то романтика. Просто романтика и всё. Предлагали, даже настаивали, чтобы я пересела в новый. Но нет. Я начала работать в старом и продолжу. Такая модель мне как-то роднее что-ли, — пожимает плечами Наташа. — Еще предлагали выучиться на водителя троллейбуса, но я не захотела. Почему-то не представляю себя там.
На рельсах допоздна
Трамвай под ногами трясется и угрожающе раскачивается на каждом рельефном участке. Постепенно трамвай нагревается и становится совсем душно — начинает кружиться голова. Перед Наташей на панели управления прикреплен маленький синий вентилятор. Это единственное приспособление от жары в тесной кабине. Но и он не спасает.
— Какая у вас зарплата?
— Все зависит от выполнения плана и количества часов. Я получаю от 25 до 35 тысяч, работая по графику 3/1. То есть три дня подряд работаю с 5–6 утра до позднего вечера. В неделю 6 дней всего выхожу.
— С таким графиком хватает времени на личную жизнь, на быт?
— Времени ни на что не остается: ни на семью, ни на личную жизнь. С утра встаю и иду на работу, прихожу поздно. Если успеваю что-то приготовить — уже хорошо. Потом ложусь спать, а утром опять на работу. И вот так три дня, считай, выпадаю из всего. Но, с другой стороны, кто будет поднимать дочку? Я переживаю, что из-за плотного графика не буду успевать ее забирать из школы. Вот это тревожит только, — спокойно говорит Наташа.
— Как-то грустно звучит.
— Да ничего не грустно. Надо позитивно думать, настраиваться на хорошее.
Говорит — свои нервы дороже. Настрой у Наташи позитивный, это впечатляет. Как и искренняя улыбка, которая, кажется, никогда не исчезает с лица.
— И всё же, вам нравится ваша работа? — спрашиваю, понимая, что вопрос, скорее, риторический.
— Очень. Хотя сложная из-за моральной нагрузки — электричество под ногами, над головой. Приходится за всем следить. Помню, этой зимой было короткое замыкание. Вообще мне коллеги говорят, что я слишком спокойная для этой профессии.
— Какие-то казусы с людьми бывают?
— Каждый день что-то происходит. Я как-то ехала поздно вечером, темнело уже. Смотрю, впереди куча мусора лежит. Да такая большая! Я подъезжаю ближе к ней, и вдруг из этой кучи высовывается лицо. Оказывается, это бомж лежал, спал на рельсах, — рассказывает Наташа. — Хорошо, успела затормозить.
Пообедаешь — упустишь выручку
— Часто случаются поломки?
— Да бывает. Помню, было мелкое возгорание под вагоном. Я хватаю огнетушитель и говорю пассажирам: «Выходите быстрее, мало ли что, вдруг не успею потушить». А мне эти бабушки с таким недоумением: «А мы что, до рынка не доедем?» — смеется Наташа. — Так и не доехали, аварийку ждала.
— Регулярно трамваи проходят техосмотры?
— Каждый день по заезду проверяют. И каждый месяц трамваи обследуют досконально, всё смотрят.
— Больше старых или новых трамваев в парке?
— Старых. В 2018 году, перед Чемпионатом мира по футболу, завезли 30 штук новых трамваев. Их быстро разобрали водители. Вот этому, моему, 35 лет где-то. Он старше меня, — говорит Наташа.
В кабине, нагретой солнцем за долгую поездку, под конец маршрута становится невыносимо душно. Когда доезжаем до конечной улицы Чукотской, выходим на улицу, чтобы подышать в тени не таким горячим воздухом и немного отойти от постоянного шума и треска. Хотя Наташа уже привыкла к таким условиям.
— Часто ростовчане жалуются, что трамваи приходится очень долго ждать. Сколько составов на линии?
— «Шестых» трамваев 2–3 состава, «первых» около 8, «четвертых» регулярно 2, «семерок» 5, «десяток» обычно 7. Большинство трамваев старые. У меня лично уходит 58 минут на полный круг, то есть съездить туда-обратно и вернуться. Вообще количество трамваев на линии зависит от их состояния.
— А графики какие?
— Самый ранний выходит в 5:11. Самый поздний работает с 11:00 до 23:00. И то, часто поздние трамваи выходят на работу в 8 утра, чтобы выполнить план и успеть собрать хоть какую-то выручку. Если уходишь на обед, то потеряешь где-то 2,5 часа. Поэтому многие не делают перерыв, чтобы успеть отработать план.
Постоянные клиенты
Постояв буквально 5–7 минут, мы отправляемся в обратную сторону. На одной из остановок заходит курьер Delivery Club, волоча за собой тяжелый велосипед. Он быстро обыскивает карманы, выгребая остатки мелочи.
— Всё что есть, — говорит он, протягивая несколько монет.
Наташа понимающе кивает и пропускает его в вагон.
— Часто не доплачивают?
— Иногда пассажиру не хватает денег, он подходит и вежливо просит довезти бесплатно. Я без проблем соглашаюсь. Всякое у людей бывает. Но бывают и такие, кто внаглую пролазит и ничего не объясняет. Таких сразу выгоняю, — рассказывает Наташа. — Ну если нет денег, по-человечески же можно подойти и попросить. Зачем вести себя нагло? Не люблю такое.
Трамвай останавливается на площади Мичурина, и пассажиры торопливо заходят в вагон.
—Натали! Ты едешь? — улыбаясь, загадочным голосом спрашивает мужчина около 50, задерживаясь в дверях. — Мне, как обычно, до Мадояна, если доедем.
Он останавливается около кабины водителя и, опершись локтем о перегородку, по-дружески беседует с Наташей. По всей видимости, они давно друг друга знают.
— Да, едем медленно и верно. По всем законам физики трамвай должен был уже давным-давно шлепнуться. Всё никак не шлепнется, — комментирует мужчина, оглядывая трясущийся трамвай с дребезжащими окнами.
Снова останавливаемся. На остановке — никого.
— Да ты, Натали, не щелкай дверями лишний раз. Побереги механизмы! — шутливо просит мужчина. — А че ты в духоте? Включи кондиционер.
Через несколько остановок веселый и разговорчивый пассажир сходит на Мадояна. Сразу становится как-то скучно и тихо. Трамвай снова погружается в безмолвие.
— Встречаются такие. Помню, стою я на вокзале, билет покупаю. А мне сзади какой-то парень говорит: «Девушка, вы где трамвай потеряли?» — смеется Наташа.
Мимо проезжает 10-й трамвай и девушка сигналит водителю.
— Вот этой женщине, что ведет «десятку», около 60 лет! А моему наставнику, с которым я проходила практику после обучения, 76 лет. И она бегает похлеще, чем я в свои 30! Такая бодрячковая, всю жизнь отработала на трамваях.
— И много таких оптимистов среди водителей?
— Достаточно. Хотя есть и такие, кто возмущается, кому-то что-то не нравится. А мне всё в радость. Думаю, про любую работу можно сказать, что она тяжелая.
Незаметно прошло время, и трамвай приехал на конечную остановку на Центральном рынке. Вагон снова обезлюдел и погрузился в сонную тишину, отдыхая и остывая. А Наташа уже торопливо осматривает корпус трамвая и проверяет его механизмы перед следующей поездкой. Она не обедает — слишком мало времени. Успела только сбегать за водой. Ведь за поворотом уже столпились пассажиры, ожидая трамвай № 7.