Контракт на строительство завершающего участка Северного обхода Ростова на 2,8 миллиарда рублей получила фирма из группы строительных компаний (ГСК) «Дон». Укладывать асфальт на трассе «Донаэродорстрой» — «с опережением графика» — начал еще в прошлом году. О судьбе большой стройки и подрядчиков на ней рассказывает Марина Гаричян.
Что строим?
Финальный участок Северного обхода — это широкая дорога длиной 12,75 километра между трассами на Новошахтинск и Таганрог. Проектом предусмотрены две развязки: на пересечении с дорогой Красный Крым — Султан-Салы, далее — на девятом километре федеральной трассы на Таганрог.
Строительство этого участка не только завершит проект 35-километрового Северного обхода, но и станет частью кольцевой автодороги, которая сомкнется вокруг Ростова. Она, по задумке властей, должна освободить город от транзитного транспорта.
Контракт с «Донаэродорстроем» рассчитан до 31 декабря 2022 года.
Игра на повышение
Участок могли построить раньше. Но в 2020 году Арбитражный суд Ростовской области расторг контракт между тем же «Донаэродорстроем» и Министерством транспорта.
При этом тогда речь шла о сумме в 1,5 миллиарда рублей, а теперь строительство участка оценили в 2,8 миллиарда рублей. Цены ведь растут на всё.
Спорный тендер разыграли в 2017 году. В течение года «Донаэродорстрой» вел работы по строительству дороги. Вскоре выяснилось, что нужна корректировка проектно-сметной документации: стоило вынести из зоны строительства две высоковольтные линии электропередачи, три нитки магистральных газопроводов и нефтепровода. В ответ Минтранс пообещал скорректировать проект.
По первому контракту достроить участок планировали в октябре 2019 года. Но Минтранс проект не исправил, поэтому «Донаэродорстрой» не смог закончить работы. В материалах арбитражного дела указано, что объем выполненных «Донаэродорстроем» работ к тому моменту оценили в 374 миллиона рублей.
Продлить срок работ нельзя было по закону, поэтому дорожники обратились в арбитраж, чтобы расторгнуть контракт. На одном из совещаний губернатор Василий Голубев обвинил Минтранс в срыве сроков строительства Северного обхода.
Новый тендер на строительство третьего участка Северного обхода разыграли только в начале 2022 года, но победитель — «Донаэродорстрой» — еще прошлым летом рассказывал о ходе работ.
— В конце июля 2021 года дорожники приступили к укладке асфальтобетона. Стартовали на участке длиной 1,7 километра и шириной 9,25 метра в западном направлении от развязки Ростов-на-Дону — Родионово-Несветайская, — говорится на сайте компании.
Дорожные звезды
Получивший заветный подряд «Донаэродорстрой» зарегистрирован в 1992 году в Ростове-на-Дону, но с 2002 года это московская компания. Акционерное общество входит в группу строительных компаний (ГСК) «Дон».
«Донаэродорстрой» — один из крупнейших игроков в сфере строительства автодорог, взлетно-посадочных полос и гидротехнических сооружений на юге России.
Один из совладельцев компании — бывший депутат Государственной думы от «Единой России», ростовский предприниматель Алексей Кнышов. Вместе с ним «Донаэродорстроем» с равными долями владеют Владимир Кирсанов и Николай Имедашвили.
ГСК «Дон» объединяет несколько компаний:
АО «Донаэродорстрой» (строит и обслуживает дороги);
«СМУ-Донаэродорстрой» (занимается промышленными объектами);
ООО «Связьинформ» (устанавливает системы автоматики, телемеханики и связи);
ООО «Сигнал-строй» (строит системы энергоснабжения).
Первым крупным проектом компании стала реконструкция трассы М-4 «Дон» на территории Ростовской области, начавшаяся в 2005 году. Одним из самых дорогих для «Донаэродорстроя» стал контракт на строительство участка на Западном обходе Краснодара на 12,9 миллиарда рублей. Его заключили в сентябре 2020 года. Впрочем, за последние годы «Донаэродорстрой» получил десятки государственных заказов почти на 60 миллиардов рублей. Крупнейшие заказчики компании — ФКУ Упрдор Москва-Волгоград и Минтранс Ростовской области.
За последние несколько лет ГСК «Дон» превратилась из регионального игрока в крупнейшего на Юге и одного из крупнейших в России подрядчиков дорожного строительства. Дальний Западный обход Краснодара, обход Волгограда и Аксая, Северный обход Ростова, дорога к аэропорту Платов — вот перечень наиболее крупных объектов, которые строит холдинг.
Для ГСК «Дон» последним масштабным проектом стало строительство оптово-розничного торгового комплекса «Южный Хаб» в Батайске. Площадку представили как альтернативу для предпринимателей с закрытых аксайских рынков — часть из них перебралась туда прошедшей осенью.
Текущий портфель заказов «Донаэродорстроя» — около 100 миллиардов рублей.
На стройплощадке сейчас тесно: круглые сутки там работают 120 человек на 70 спецмашинах. В конце ноября дорожники АО «Донаэродорстрой» отчитались о том, что уложили два слоя асфальтобетона на 10 километрах новой автодороги — это больше 78% всей протяженности III очереди Северного обхода. В 2022 году должны уложить покрытие на оставшихся 1,3 километра — обещают успеть.