В ноябре правительство Ростовской области подписало договор с группой «Синара» о создании в Ростове скоростного трамвая. Речь о десятках миллиардов рублей. 161.RU изучил судьбу проектов компании по модернизации транспорта в других городах.
Группа компаний «Синара — Транспортные машины» (СТМ, «Синара») базируется на Урале. Это один из ведущих российских производителей в области транспортного машиностроения. Главный бенефициар бизнеса — миллиардер Дмитрий Пумпянский, № 62 в российском списке Forbes.
Отношения с Москвой не задались
«Торговый дом СТМ» в конце декабря проиграл конкурс на поставку поездов для Московских центральных диаметров (МЦД). За неделю до этого «Московский метрополитен» расторг с «Синарой» 11-миллиардный контракт на поставку и 30-летнее обслуживание трамвайных вагонов. «»
Контракт заключили в октябре 2020 года, и по нему до апреля 2022-го СТМ должен был поставить в столицу 90 односекционных трамваев. В итоге «Синара» начала срывать сроки, и заказчик расторг договор в одностороннем порядке.
Представитель «Московского метрополитена» в комментарии РБК заявил, что вместо 30 трамваев поступил только один, но и он не был предъявлен для приемки.
Возрождение уфимского трамвая замерзло
В апреле 2021 года правительство Башкортостана заключило с «Синарой» пятилетнюю концессию на возрождение трамвая в Уфе. Проект оценили в 27,6 миллиарда рублей. Запланировали обновить пути, остановки, подвижной состав и депо, должна была появиться новая ветка между северной и южной частью города.
В ноябре власти Башкирии решили, что проект «Синары» не подходит республике.
— К сожалению, те проектировки и та модель, которая была представлена концессионером, нас не совсем устраивает. Мы ее пересмотрели, направили «Синаре», в Министерство строительства — собственную финансовую модель, которая обеспечивает республике безрисковую реализацию проект, — цитирует UFA1.RU первого вице-премьера Рустама Муратова.
Говорить об отмене проекта рано. Власти и «Синара» — в поисках компромисса.
Не только трамваи
В октябре 2021 года «Синара» заключила соглашение с правительством Челябинской области — на 15-летнюю концессию по созданию троллейбусной инфраструктуры.
Проект запланировали начать в 2022 году и закончить уже в 2023-м. В Челябинске должны появиться 168 новых троллейбусов, в том числе 98 с автономным ходом, а также 4,5 километра новой контактной сети и 2 депо.
Кроме того, в апреле 2021 года «Синара» выиграла контракт на поставку в Челябинск 30 новых трамваев за миллиард рублей. Осенью в город пришла первая партия машин.
«Белградские диаметры»
«Синара» на международном форуме «Сделано в России — 2021» в начале декабря представила проект «Белградских диаметров». По информации «Ведомостей», железнодорожные ветки должны связать столицу Сербии с пригородами — как МЦД. Генеральный директор компании Антон Зубихин попросил премьеров Михаила Мишустина и Ану Брнабич подписать соглашение до конца года, чтобы «Синара» смогла участвовать в этом проекте. Он оценивается в 1,2 миллиарда евро.
Построить «диаметры» должны в течение пяти лет. По плану в Белграде модернизируют 222 километра железнодорожных путей, реконструируют 74 станции и поставят в страну 39 поездов «Ласточка».
А это Таганрог…
В Ростовской области претворяется в жизнь пока что самый успешный концессионный проект «Синары». Группа компаний реконструирует трамвайную систему Таганрога: строит 44 километра путей, готовится поставить 60 новых низкопольных трамваев.
Концессию заключили на 30 лет, но модернизация трамвайной системы завершится уже осенью 2022 года. Первые красно-белые трамваи уже ходят по улицам города.
На модернизацию таганрогской сети потратят 11,8 миллиарда рублей. Из них 3 миллиарда пойдет на покупку трамваев. Остальные 8,8 миллиарда рублей — на замену путей и модернизацию другой инфраструктуры. При этом из областного бюджета на проект выделят всего 2,4 миллиарда рублей, из бюджета Таганрога — 201 миллион. Остальные средства вложит концессионер.
Концессия — договор, по которому за счет компании-инвестора реконструируется государственное имущество. Инвестор в свою очередь может использовать реконструируемый объект, забирая доход с него в свою казну.
Трамваи вместо метро
Правительство Ростовской области в ноябре 2021-го подписало с «Синарой» договор о создании скоростного трамвая. Компания согласилась инвестировать в проект больше 35 миллиардов рублей — деньги займут у госбанка ВЭБ.РФ и в Фонде национального благосостояния.
По проекту, в Ростове приведут в порядок 120 километров трамвайных путей. Соединят трамвайными путями центр города с Левенцовкой, Верхним Темерником, Суворовским, Левым берегом и старым аэропортом. Ростов-на-Дону получит 98 новых трехсекционных трамваев.
Первые новые трамвайные пути проложат в Ленгородке. Они пройдут от улицы Чукотской до разворотного кольца на проспекте возле Центрального рынка. Работы начнутся не позже 1 июля 2022 года. Вводить трамвай планируют в две очереди: сначала в августе 2024 года, затем в декабре 2025 года.