В октябре ростовские перевозчики написали открытое письмо губернатору Василию Голубеву, рассказав о подорожании топлива, запчастей и других трудностях из-за пандемии. Они потребовали поднять цену проезда до 40–45 рублей. Иначе, как они утверждают, некоторые АТП могут не пережить зиму.
Корреспондент 161.RU Ренат Дайнутдинов изучил программу развития транспорта города и поговорил с экспертами, чтобы понять, может ли проезд подорожать, как хотят перевозчики.
Что хотят перевозчики?
Они считают, что нужно поднять цены на проезд до 40–45 рублей. В письме отмечено, что в последний раз тариф повышали в 2019 году. Тогда дизельное топливо стоило 45 рублей за литр, газ — 16,5 рубля. По данным перевозчиков, сегодня оптовая цена на дизельное топливо превысила 50 рублей, газ стоит более 20 рублей.
При этом авторы письма говорят, что зимой цены обычно поднимаются не менее чем на 15–20%. Всё это, по их мнению, мешает росту зарплат водителей, из-за чего те уходят в другие отрасли. И возникает дефицит кадров.
26 октября на круглом столе директор департамента транспорта Ростова Христофор Ермашов признал, что власти фиксируют убытки, проблемы перевозчиков и следят за ситуацией. При этом он же добавил, что в последнее время пассажиры стали чаще жаловаться на хамское поведение водителей, а транспорт перестает ходить в вечернее время.
— Мы должны найти тот баланс, который удовлетворит жителей и их запрос в качественном оказании услуг, а с другой стороны создаст условия для оказания этих услуг, — отметил Ермашов.
Совещание длилось чуть больше 10 минут. У присутствовавших представителей перевозчиков никаких вопросов не было.
Что написано в программе развития городского транспорта
В программе развития транспорта Ростова, которую в октябре одобрила городская дума, есть прогноз увеличения платы за проезд. Согласно документу тариф в 2022 году тариф можно было поднять на рубль — с 25,4 до 26,5.
Прогноз составлен до 2035 года. Если верить ему, то цены на проезд будут неуклонно подниматься на рубль в год. Но даже так нескоро достигнут тех сумм, о которых перевозчики просят уже сейчас. В 2030 году проезд в автобусе должен стоить 36,3 рубля, в 2035 — 44,1 рубля. На трамваях и троллейбусах ездить будет дешевле. За проезд на электротранспорте в 2030 нужно будет заплатить 25,2 рубля, в 2035 — 30,6 рубля.
Мнение экспертов
Автор проекта «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов считает, что тариф на проезд не повышался давно, а другие цены растут, поэтому какие-то изменения нужны. При этом, считает он, перевозки можно сделать более рентабельными, чем сейчас, изменив их организацию. Например, запускать вечером транспорт по расписанию.
Транспортный обозреватель Travel.ru Юрий Плохотниченко говорит, что у повышения стоимости проезда две стороны медали.
— С точки зрения перевозчиков, некоторое повышение обосновать можно: со времени прошлого повышения два с лишним года назад затраты действительно заметно возросли, а доходы сократились из-за падения пассажиропотока в пандемию. В стране достаточно существенная инфляция, как каждый из нас может видеть в магазинах. С точки зрения горожан, проживающих или работающих в районах, качество обслуживания которых упало за последнее время, повышать цены не за что. Ключевые проблемы транспорта по-прежнему не решены: автобусы ходят крайне медленно из-за простоев, многие районы вообще не обслуживаются после 21:00, маршрутная сеть не меняется в лучшую сторону, пересадочный тариф пока не введен, — уточнил он.
По мнению Плохотниченко, в Ростове тарифы на проезд в автобусах средние для крупных российских городов. При этом проезд в электротранспорте очень дешевый — 17 рублей. Тарифную систему города эксперт считает архаичной.
— По сути, есть только разовый тариф, со скидкой за безналичную оплату. Это вчерашний день даже для многих российских регионов, где уже давно есть как минимум пересадочные тарифы, как максимум — выгодные проездные на месяц или на определенное число дней. Понятно, что в Ростове любая тарифная реформа сильно затруднена наличием множества крупных перевозчиков. Здесь нельзя пока сделать как в Москве, где ключевые перевозчики принадлежат городу: в столице ежегодно в январе незначительно повышают тарифы, делая тем самым эти ценовые коррекции малозаметными для большинства москвичей.
При изменении тарифа, по его мнению, критично важно сохранить, а лучше увеличить, скидку за безналичную оплату проезда. Ее увеличение позволило бы продолжить «обеление» перевозок, уменьшить долю «черного нала» и сократить стимулы для простоев на остановках.
— Хорошо бы довести разницу между ценой наличной и безналичной оплаты хотя бы до 5 рублей, а лучше до 10. Ничего страшного в этом нет — в Москве эта разница вообще превышает 20 рублей, а за рубежом бывает двух- или трехкратной, — считает Плохотниченко.
Сколько стоит проезд в других городах страны
В Краснодаре проезд подорожал в 2021 году. При оплате наличным он стоит 30 рублей — в автобусе и электротранспорте. В другом крупном соседнем городе — Волгограде — поездка обойдется дешевле на пять рублей.
Для сравнения мы взяли и другие крупные города России — Москву и Санкт-Петербург оставляем за скобками. В Новосибирске проезд в наземном транспорте стоит 25 рублей, Екатеринбурге — 28 рублей, Самаре — 32 рубля. В Казани стоимость проезда увеличили в марте 2021 года до 35 рублей.
UPD. 27 октября администрация Ростова сообщила, что цены на проезд в общественном транспорте повысят с 11 ноября. Проект еще не принят — пока обсуждается. Новые тарифы на проезд составят: в автобусах — от 29 до 32 рублей в зависимости от способа оплаты и 23 рубля в троллейбусах и трамваях (и наличными, и безналом).