Микрорайону Суворовскому исполнилось только восемь лет, но уже более 50 тысяч человек живут там, ежедневно сталкиваясь с транспортными проблемами. Уехать утром и добраться обратно вечером — настоящий квест. 161.RU разобрался, почему люди вынуждены ждать автобусов в гигантских очередях.
Сегодня власти Ростова требуют от горожан соблюдения масочного режима и социальной дистанции, но условий при этом для передвижения в общественном транспорте не создано. Из-за нехватки автобусов и длительных интервалов между ними на остановках постоянные массовые скопления людей. При этом со всех углов нам трубят о сложной эпидемической ситуации.
Автобусов меньше, населения больше
В Суворовский ходят автобусы шести маршрутов: № 1, 10, 18, 27, 81 и 43-МТ. Они связывают микрорайон с центром, Западным жилмассивом, Сельмашем, «Мегой» и Стройгородком. Следующие в центр № 1, 27 и 43-МТ — самые ходовые.
Местные жители вынуждены часами стоять на остановках и с пересадками добираться в центральную часть города. При этом, как сообщили 161.RU в администрации города, на маршруте № 1 один большой автобус и десять малой вместимости. Даже в выходные на маршрут якобы выходит пять машин. В действительности же — 2-3 в час пик.
Что касается автобусов № 27, то, по информации мэрии, их целых 7: в будни 5 больших автобусов и 2 маленьких. А в выходные — 3, на деле в семь утра — 2. Единственное маршрутное такси № 43 в этом направлении представлено 12 единицами транспорта малого класса в будние дни и 8 машинами в выходные. По сути — 3.
Но на деле получается всё не так радужно, как рассказывают нам чиновники. Большинство жителей микрорайона не может дождаться автобусов в час пик, несмотря на то что стоят на остановках с 05:30 утра.
— На № 43 автобусы всегда битком забиты. Постоянно скандалы, драки. Из центра «единицу» и 43-МТ не дождешься, особенно вечером. Мало того что большую часть времени отнимает путь Королева — Вавилова — Белоусова — Таганрогская, так еще и уехать невозможно, — рассказал корреспонденту 161.RU житель микрорайона Алексей Костенко. — Даже днем автобусы ходят набитые битком, так как их мало на маршруте. Более-менее ездит № 81. Маршрут неплохой, но кольцо Вавилова и улица Королева портят всю прелесть. Путь от площади Добровольского до Вавилова составляет полтора, иногда два часа. А просто непрекращающиеся пробки на Каменке не оставляют надежду добраться домой быстро, когда едешь на «единице».
Много жалоб поступает от жителей именно на маршрут № 1. Как заявляет администрация города, по нему представлено 11 единиц транспорта. На деле их 2, максимум — 3. Студентка Алиса ездит в университет каждый день. По словам девушки, «единица» ходит очень редко. Особенно зимой.
— Пока ждешь транспорт, успеваешь не только замерзнуть, но и отморозить всё, что только можно. А помимо простуды сейчас и так хватает болезней, — жалуется девушка. — Маршруты № 1 и № 27 не ходят, согласно официальному расписанию: после 20:00 на автобус уже не сядешь. Три автобуса, к примеру, едут в центр, а обратно ни одного.
Другой неуловимый автобус — № 10, который связывает микрорайон с Западным. Сами водители говорят, что людей на предприятии не хватает, поэтому автобус ходит в выходные в лучшем случае раз в три часа. В целом официально на маршруте заявлено 12 машин большого класса в будни и 10 единиц в выходные.
Погрозили пальчиком
Как утверждают в дептрансе Ростова-на-Дону, за работой общественного транспорта постоянно наблюдают с помощью ГЛОНАСС. Проблемы с транспортом на Суворовский там признают и говорят, что решение не за горами.
— Сейчас наблюдается недовыпуск транспортных средств на линию и, как следствие, нарушение утвержденного расписания движения на маршрутах № 1, 27, 43-MT, которые обслуживает «Автоколонна № 1559». Срок действия указанного договора до 1 января 2021-го, — сообщили 161.RU в администрации города. — Сам перевозчик утверждает, что недовыпуск транспорта на линию вызван острой нехваткой водителей.
Как сообщили в администрации, предприятие ищет работников везде, в том числе через центры занятости. Обещают, как только найдут людей в штат, автобусов на маршрутах станет больше. Пока же власти грозят перевозчику санкциями.
Меньше всего претензий к автобусам № 18 и 81. Согласно официальному ответу администрации, на первом маршруте должны работать 20 больших автобусов в будние дни и 16 единиц — в выходные. Несмотря на то что на № 81 заявлено всего 6 единиц (малый класс) транспорта, автобусы ездят с равномерным интервалом. Маршрут соединяет микрорайон Суворовский и площадь Карла Маркса.
Согласно ответу на запрос редакции, городской дептранс планирует оптимизировать сеть маршрутов до Суворовского:
— С 1 января 2021 года на № 1 и 27 будет по 10 автобусов большого класса. На № 43 планируется вывести 10 автобусов среднего класса. Схема движения маршрута будет изменена в части продления до площади Привокзальной.
Если планы удастся реализовать, то в Суворовском станет больше на 26 вместительных автобусов, на 10 — среднего класса и на 6 — малого.
С чего началась транспортная чехарда
Маршруты № 1, 27, 43-МТ обслуживает «Автоколонна № 1559», когда-то ставшая почти монополистом в перевозках до Суворовского. Это повлияло на качество услуг — в 2020 году дептранс Ростова-на-Дону оштрафовал предприятие из-за несбалансированного графика движения, неудовлетворительного технического и санитарного состояния машин.
Маршруты № 18 и 81 обслуживает перевозчик «ТрансЭкспорт», который заменил АТП-3 «Транс-сервис». Предыдущего перевозчика отстранили из-за несоответствия автобусов конкурсной документации. Перевозчиком на маршруте № 10 является «Авто-Сити».
В начале осени городской дептранс сообщил, что собирается расторгнуть контракты с тремя перевозчиками, среди которых была и транспортная компания «Авто-Сити». Городские власти обвинили подрядчиков в недовыпуске автобусов, «недопустимом в сложной эпидемической ситуации». Тогда же, в сентябре, дептранс провел конкурс на обслуживание муниципальных маршрутов № 1, 10, 27, 43 до 31 июля 2023 года.
— Согласно решению УФАС по Ростовской области, этот перевозчик включен в реестр недобросовестных поставщиков. Департамент транспорта города 17 ноября этого года объявил повторную процедуру закупки по этим маршрутам, — сообщили в администрации Ростова-на-Дону.
Улучшения возможны, как пройдет конкурс на маршруты. Кроме того, в новых контрактах появился пункт о недопустимости простоев. При этом перевозчик должен выпустить на линию автобусы, которым не более 10 лет, половина из них должна быть оборудована двигателями класса «Евро-4» или выше, кондиционерами и приспособлена для перевозки маломобильного населения.
— Сейчас идет конкурс. Победителя определят 15 декабря вечером. И с нового года автобусы должны поехать. Проблема с транспортом в Суворовском в том, что, как бы это странно ни звучало, в него продлили слишком много маршрутов — целых шесть. В итоге каждый из них не может работать часто. Тем не менее ситуация конкретно с городским транспортом стала лучше: еще пять лет назад микрорайон обслуживало, по сути, 7–8 единиц транспорта, причем из них только один автобус большого класса, — считает редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов.
Сегодня этот показатель выше, но в любом случае их недостаточно. При лучших прогнозах число вместительных автобусов на каждом маршруте должно вырасти. По окончании оптимизации будут работать 68 автобусов, из них 52 больших, 10 средних и 6 малых.
Не так давно ростовский дептранс заказал исследование по комплексному развитию транспортной инфраструктуры, чтобы как-то облегчить сложившуюся транспортную ситуацию в микрорайонах города. Но сразу пришел к выводу, что в городе нет условий для строительства классического метро. Было предложено проложить трамвайные ветки до Суворовского и Левенцовки. Насколько реальны эти смелые планы, покажет время. А пока «суворовцы» ждут нового года и надеются, что в 2021-м им не придется мерзнуть на остановках по несколько часов, чтобы добраться до работы и обратно.