Власти 18 февраля рассказали журналистам, что нужно сделать ради разгрузки дорог Ростова — построить четыре транспортные развязки, подземные и надземные переходы. Ростовский краевед Геннадий Крольман убежден — это плохая идея. Он рассуждает о том, как иначе можно избавиться от пробок. Публикуем его гневную колонку.
Я прожил на Нагибина больше 20 лет и половину этого времени наблюдал, как проспект деградирует. Сначала оттуда убрали трамвай. Потом расширили часть от Ларина до Нариманова и превратили в восьмиполосное шоссе. Сейчас там строятся два ЖК на несколько тысяч квартир.
Недавно прозвучала очередная мысль — построить вдоль проспекта развязки вместе с подземными и надземными пешеходными переходами.
Алексей Войтенко из департамента автодорог и дорожного движения считает, что это поможет разгрузить Нагибина. Проект, правда, дорогой. Когда его реализуют, неизвестно. Поэтому пока сдвинут пешеходный переход у площади Гагарина на 70 метров дальше.
Вместо решения проблем с пробками власти хотят увеличить их в разы, плюс ухудшить качество жизни горожан. Заторы не рассасываются от строительства развязок и подземных переходов. На это уходят огромные деньги, а результат держится в лучшем случае пару лет. Машин станет больше — привет, новый затор! Только теперь на три километра вместо одного.
Удобный для машин город — путь в никуда. Улучшая условия для автомобилистов, власти усложнят условия для всех остальных. Пример на том же Нагибина — идти от Ларина к «Горизонту» после реконструкции максимально неприятно. Размер тротуара там в лучшем случае полтора метра. Даже двум людям разойтись проблематично. С одной стороны на тебя смотрят заборы, с другой — летит пыль и грязь от автомобилей.
Я не знаю людей, которым нравится такая агрессивная среда. Они уходят от нее и покупают себе машины — такая ситуация сейчас по всему Ростову, не только на Нагибина. Лучше стоять часами в заторах, чем ходить и материться.
Подземные и надземные переходы эту ситуацию только усложняют. Инвалидам, пожилым людям, мамам с колясками пользоваться ими тяжело. А где-то практически невозможно. Если кто-то этому не верит, то может взять два костыля, обмотать одну ногу гипсом и попробовать перейти улицу в районе «Золотого Вавилона» на Малиновского. Лучше с коляской! И дождитесь зимы, когда ступеньки будут максимально скользкими.
Другая проблема — затраты времени. Там, где ты переходил улицу в худшем случае за минуту, будешь переходить десять. Люди не ходят так, как планируют проектировщики — они ходят так, как им удобнее. Они начнут перебегать улицу. В итоге количество ДТП с пешеходами увеличится.
Сейчас в Ростове минимум 20 подземных и 5 надземных переходов. Эти данные я взял с сайта Wikimapia. Реальное число будет больше. В первых десяти городах мира по уровню качества жизни подземных переходов всего пять. А надземных нет ни в одном — ни в Вене, ни в Мюнхене, ни в Копенгагене.
И это я не говорю о том, что все эти планируемые развязки и переходы добавят еще больше визуального мусора. И что больше 70% вредных веществ в воздухе города — от автомобилей.
Как решать в Ростове проблемы с пробками? Да так же, как в тех городах, которые наступали на эти грабли, но потом проанализировали свои ошибки и стали делать нормально. Они развивают общественный транспорт, вводят платные парковки, улучшают пешеходную инфраструктуру и сужают улицы.
Пробки появляются от того, что дорога используется нерационально. Два автобуса спокойно вместят в себя сотню человек и занимают в длину метров 20. Сто людей за рулем автомобилей — полоса длиной в полкилометра.
Поэтому самый простой метод уменьшить на Нагибина заторы — дать нормальный приоритет общественному транспорту. Сделать выделенную полосу, на которую другим автомобилям будет физически невозможно заехать. Разогнать парковку в два ряда на ЦГБ. И штрафовать водителей автобусов за простои на «Горизонте» и других остановках (кроме конечной) больше одной минуты.
Тогда общественный транспорт поедет гораздо быстрее и не будет стоять в пробках. Когда такое случится, часть людей сама пересядет туда с машин. Что, опять же, уменьшит затор. Идеальный вариант для Нагибина — пустить там скоростной трамвай, отделенный от проезжей части.
Другой метод более сложный — перестать строить спальные районы. Но это требует планирования и исследований. Микрорайоны вызывают маятниковую миграцию — утром все едут на работу, вечером обратно. Поэтому строить нужно не только жилье, но и офисы, административные и торговые здания. Чтобы хоть часть людей работала недалеко от дома.
И практически невыполнимое для Ростова — сделать нормальную пешеходную среду. Чтобы ты выходил из дома, и у тебя не возникало желания поскорее сесть в машину от того, насколько все плохо. Половина города сейчас — полоса препятствий. Перепрыгнуть лужу и дыры в асфальте, пройти по кривой плитке, провалиться в незакрытую ливневку, споткнуться о внезапную ступеньку посреди улицы — легко!