Мы встречаемся с ними каждый день: в центре и на окраине Ростова, утром и вечером, по пути на работу и возвращаясь домой. Без них мы и не попадем на работу. Но что мы знаем об их жизни? Водитель ростовского автобуса рассказал, почему общественный транспорт часто попадает в ДТП и почему не работают кондиционеры. Чтоб не лишиться работы, он попросил не указывать свое имя.
Плачу, чтоб получить зарплату
На эту работу в Ростове желающих мало. В основном молодые здесь не работают, им сложно. Я раньше водил маршрутку — там еще сложней. Понял, что зарплата маленькая, и перешел в «Ростовпассажиртранс».
Проблем с приемом на работу не было. Прошел медкомиссию и другие процедуры — все как положено. Мне дали автобус. Сначала работал на одном маршруте, потом перешел на другой.
У водителей есть план — мы должны привозить 9 тысяч рублей в день. Не довез тысячу рублей — появляется долг, который нужно оплатить. За невыполнение плана лишат премии — она 15 тысяч рублей. Обычно я из аванса докладываю свои деньги, чтоб выполнить план и получить нормальную зарплату.
Работаю с 2015 года. Тогда еще ходили старые автобусы. Они часто ломались, это приводило к недовозам. В итоге в месяц получал всего 20–22 тысячи рублей. Сейчас на новых автобусах при работе по стандартному графику, два дня через два, зарабатываешь 30–32 тысячи рублей. Летом меньше: людей мало — сезон отпусков, все разъехались.
Во многих автобусах висят объявления о наборе на работу водителем. Обещают зарплату от 40 тысяч рублей. Это всего лишь обещания. Мои коллеги в шутку звонят по указанному номеру узнать, куда надо устроиться, чтоб столько зарабатывать. Им там отвечают, что они плохо работают. Говорят: будете довозить план — будет зарплата 40 тысяч. На самом деле, чтоб получить такие деньги, надо работать без выходных.
У всех рабочий день начинается в разное время: с пяти до семи часов утра. Я захожу в гараж, мне дают путевку, документы на машину и карту открытия смены. Прохожу медосмотр — меряют давление, проверяют на наличие алкоголя в крови. Дальше сажусь в автобус, проезжаю к механику, он осматривает машину. Все эти процедуры занимают минут 15.
Автобусы-душегубки
Недавно появились новые автобусы. И это хорошо: теперь водители не покупают запчасти за свой счет — все чинят по гарантии. Раньше приходилось брать за свой счет масло и какие-то детали. Магарычи мастерам давать. Они ведь тоже мало получают. Не заплатишь — машину сделают абы как, она опять сломается, и попадешь на деньги.
Старые автобусы были, как душегубки, но люди быстро привыкают к хорошему. Они часто спрашивают, почему мы не включаем кондиционеры. Поверьте, это делается не из вредности — нам тоже не хочется ехать в жаре. Просто выдают дополнительно на кондиционер пять литров солярки в сутки. А это очень мало, чтоб весь день ездить с включенным климат-контролем. Нужно минимум литров 10–20. Я недавно включил кондиционер, а через некоторое время заглох на дороге. Так что выбор: либо покупать топливо за свой счет, либо заглохнуть и не выполнить план.
Наши власти правильно сделали, что решили маршрутные такси убрать. Часто люди жалуются, что в маршрутках завязывают валидаторы для безналичной оплаты. Частникам просто невыгодна оплата картой. У нас такие махинации строго запрещены вплоть до увольнения. Если в автобусе не работает валидатор, это проблемы водителя. Тогда он должен впустить пассажира бесплатно. Лично я разницы от введения безналичной оплаты почти не вижу: несущественно, платят люди 24 или 20 рублей за проезд.
Если маршрутка принадлежит гаражу, то ее никто не чинит, салон в ужасном состоянии. Хотя частники получше следят за своим транспортом. Правда, есть общая проблема и у муниципалов, и у частников — в салоне гадят сами пассажиры. Режут сидения, мусорят, лепят жвачки, разрисовывают салон. Водитель постоянно убирать за всеми и каждый день гонять автобус на мойку не будет. Каким пассажиры оставили салон, в таком и ездят.
Конкуренция и ДТП
Водители автобусов стоят подолгу на остановках, потому что хотят собрать как можно больше пассажиров. В основном простои бывают там, где большие пассажиропотоки. Это позволит выполнить план. Водителям за эти простои ничего не будет. Максимум, начальник позвонит, спросит, почему на остановке задержался.
Горожане заметили, что много новых автобусов попадает в ДТП. Это из-за большой конкуренции среди маршрутов. Те, кто работает на государственного перевозчика, хочет план довести, а частники — побольше заработать. Отсюда гонки по городу. Водитель в такой момент не осознает, что везет живых людей.Если ты пропустишь вперед конкурента, он соберет всех пассажиров, а ты поедешь пустой. Все упирается только в деньги.
Конкуренция жесткая. Например, у маршрута № 71 конкуренты по всему направлению. Если ты идешь нос к носу с конкурентом, надо ускориться. Или отстать от него на 2–3 минуты. Это очень много — за это время можно успеть много людей подобрать. А вот у маршрута № 60 конкуренты только на проспекте Буденновском. Потому с ними ДТП не бывает.
Кто такие линейные диспетчеры
Все видели, что на остановках к водителям маршруток и автобусов подходят мужчины с секундомерами и называют какое-то время. Это линейные диспетчеры. Вопреки домыслам ростовчан, поборами эти парни не занимаются, они работают официально.
Линейные диспетчеры измеряют временные интервалы между автобусами. Они подсказывают водителям, ехать ли быстрее или повременить. Разумеется, мы их благодарим. Каждый платит, сколько считает нужным: хочешь, 10 рублей отдай, хочешь — сотню. Но надо понимать, что диспетчеры тоже люди, хотят кушать и не станут работать почти за бесплатно. Водитель может вообще отказаться работать с ними, но это неразумно — так зарабатываешь гораздо меньше.
Когда пассажиры дерутся
На моей памяти пассажиры ни разу не нападали на водителей и не угрожали. А вот между пассажирами часто возникают конфликты. Кто-то, например, бабушку вперед не пустил. Пенсионерки к этому чувствительны: считают, что они всегда первые должны входить в салон. А последнее время чаще всего люди ссорятся из-за кондиционеров.
Недавно у меня в автобусе подрались две женщины — одна другой два литра колы на голову вылила. Я попросил закрыть окна, чтоб включить кондиционер. Одна сказала, что ей душно и что она не позволит ничего закрывать. Вторая пассажирка начала ей объяснять, почему это необходимо. Слово за слово — поссорились и подрались. Одна сладкую воду на голову вылила, вторая ее в ответ за волосы схватила и начала лицом в лужу газировки макать. При этом никто из пассажиров даже не попытался разнять — все начали просто снимать на телефоны.
В такой ситуации ты бессилен — у меня почти ни на что нет права. Я даже выгнать пассажира не могу, а вывести за руку — тем более. Схватишь человека, а у него синяк появится. Он может жалобу накатать. Если ситуация из ряда вон — только звонить диспетчеру и вызывать полицию.
Хотя чаще всего пассажиры сами решают проблему с дебоширами. Можно остановиться и объявить, что никуда не поедешь, пока ссора не прекратится. Люди сами вытолкнут нарушителей спокойствия, потому что все спешат по своим делам.
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 918 50-50-161. Телефон службы новостей 303-06-14.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: T.me/news161ru.