Стоимость страхования гражданской ответственности существенно возрастет. Законопроект, который предусматривает серию поправок в нормативные акты, прошел стадию необходимых согласований и внесен в правительство. Единственный вопрос, который до конца не ясен, – когда произойдет повышение тарифов. Эксперты сходятся на поствыборной версии.
О необходимости изменения системы страхования автогражданской ответственности в России говорили давно. Причем претензии к существующему порядку высказывали как автовладельцы, так и страховщики. По мнению автомобилистов, необходимо увеличить страховые выплаты. В настоящее время максимальная сумма, которую может получить пострадавший в ДТП, составляет 160 тысяч рублей. При этом не имеет значения, сколько человек потратил на лечение и реабилитацию. Если же в ДТП была повреждена машина, то на ее восстановление дадут не более 120 тысяч рублей – опять же независимо от того, сколько несчастный автолюбитель вложил в запчасти и работу мастеров.
В разработанном законопроекте прописаны новые нормы. Выплаты пострадавшим в ДТП увеличатся до 500 тысяч рублей. Максимальная страховая компенсация за разбитый автомобиль, в случае принятия закона, составит 400 тысяч рублей.
Закон об ОСАГО и его применение в любом случае вызывает массу вопросов и дискуссий. Разобраться в тонкостях документа и в случае необходимости максимально защитить свои интересы посетителям 161auto.ru помогут эксперты в области автострахования в рубрике «Онлайн-консультация».
«Мы поддерживаем инициативу и считаем, что базовые тарифы должны быть увеличены вместе с лимитами возмещения, в первую очередь для того, чтобы привести ОСАГО в соответствие с современными реалиями и текущими рыночными ценами. Люди должны получать адекватное возмещение», – считает директор Ростовского филиала «АльфаСтрахование» Виктория Казьменкова. Страховщики напоминают: ежегодно на российских дорогах гибнет более 30 тысяч человек, это настоящая трагедия для всех – и для семьи, и для государства.
Однако если увеличатся страховые выплаты, то компаниям придется откуда-то эти деньги брать. То есть вырастут цены и на полисы ОСАГО. По мнению экспертов, они подорожают в полтора-два раза. Это подтверждают и чиновники.
В интервью федеральным изданиям заместитель главы департамента финансовой политики Министерства финансов Вера Балакирева подчеркнула: «Рост базового тарифа не превысит 50%». Сейчас базовый тариф составляет 1980 рублей. К этой сумме плюсуются региональные коэффициенты. По оценкам специалистов, если закон примут, то полис ОСАГО для человека старше 22 лет со стажем вождения более трех лет и машиной с двигателем мощностью более 150 лошадиных сил будет стоить около шести тысяч рублей. С учетом того, что в документ будут вписаны несколько человек, имеющих право ездить на этом автомобиле. Полис с опцией «доступ к рулю неограниченного числа водителей» обойдется уже в сумму более 10 тысяч рублей.
Помимо увеличения базового тарифа, разработчики законопроекта предлагают повысить и страховые коэффициенты. В частности, их увеличат для неопытных водителей, а также для тех, кто предпочитает оформлять полис ОСАГО на несколько месяцев, а не на год. С 0,9 до одного предполагается поднять ставку для машин с двигателями мощностью 50-70 лошадиных сил, с одного до 1,1 – для автомобилей с двигателями 70-100 лошадиных сил.
«Повышение базовых и страховых коэффициентов – это необходимость, продиктованная временем, – комментирует директор по страхованию «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» Михаил Ефимов. – Существующие базовые коэффициенты были установлены в 2003 году и с тех пор практически не менялись. В свою очередь, коэффициенты тесно связаны с лимитами по выплатам, которые также не соответствуют современным реалиям и зачастую не покрывают стоимости ремонта. Мы также поддерживаем намерение Минфина увеличить компенсации за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП. Сейчас лимиты выплат при авиакатастрофе или железнодорожном происшествии выше, чем при ДТП, что несправедливо. Несомненно, повышение коэффициентов приведет к росту стоимости полисов. Решением этой проблемы, по нашему мнению, может стать либерализация тарифов на ОСАГО – установление минимального и максимального предела. Такой подход успешно применяется во многих странах».
Противников у законопроекта также хватает. Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в интервью «Известиям» заявил, что закон корректируется в угоду владельцев дорогих автомобилей: 70% страховых случаев укладывается в размеры компенсации. Никаких оснований для повышения тарифов нет, подчеркнул он.
«По нормативам, на выплаты должно приходиться до 80% страховых премий, которые собирают компании. Но за 8 лет действия закона об ОСАГО на этот уровень так и не удалось выйти. Только в 2010-м он достиг 60%, а в предыдущие годы был значительно меньше», – приводит данные лидер Движения автомобилистов. Он добавляет, что не в пользу страховых компаний работает и статистика ДТП: аварийность по стране снижается, а значит, сокращаются и убытки страховщиков.
«Выплаты повышаются для подавляющего меньшинства, а тарифы поднимут для всех. Лучше бы приняли единую методику расчетов оценки ущерба, чтобы страховщики не могли, пользуясь ее отсутствием, использовать те, которые нравятся, в своих интересах», – делает вывод Виктор Похмелкин.
В любом случае документ внесен в правительство, и его рассмотрение Госдумой – вопрос обозримого будущего. Хотя и не ближайшего. По мнению источников в минфине, в Госдуму законопроект может поступить в 2012-м, а изменения вступят в силу не ранее 2013 года.