Левая полусредняя «Ростов-Дона» Лоис Аббинг в декабре 2019 года была одним из главных действующих лиц гандбольного чемпионата мира — она стала лучшим бомбардиром турнира, а в финале именно ее точный бросок на последних секундах игры принес победу сборной Нидерландов. В мае она планировала вместе с «Ростов-Доном» выиграть Лигу чемпионов, но коронавирус перевернул жизнь с ног на голову — все соревнования в России и Европе приостановили. Возможно, что свой последний матч за ростовскую команду голландка уже провела, так как в июне она станет игроком датского «Оденсе».
Сейчас Лоис Аббинг находится у себя на родине. Улыбчивая голландка рассказала 161.RU о том, как Нидерланды противостоят коронавирусу, о своих приключениях в Ростове и ответила на вопросы наших читателей.
О коронавирусе и режиме самоизоляции в Ростове
— Как в Голландии борются с коронавирусом? Есть отличия от России?
— У нас меры начали предпринимать раньше, чем в России. В Нидерландах разрешено выходить на улицу, в супермаркет. В России, насколько я знаю, гулять, например, нельзя. У нас это делать можно, но в одиночку или вдвоем. Сейчас это главное отличие.
— Нужно ли в Нидерландах отбывать карантин, когда прилетаешь из другой страны?
— На карантин отправляться необязательно, такого правила у нас нет. Но я стараюсь проводить больше времени дома, чтобы быть спокойной. Такой опыт у меня есть: в Ростове я находилась две недели на самоизоляции после того, как прибыла в расположение команды из сборной.
— Чем вы занимались всё это время?
— «Ростов-Дон» предоставил мне всё необходимое оборудование для поддержки физической формы. Каждое утро я начинала с тренировок. Работники клуба и подруги по команде мне привозили еду, иногда даже вино. Утром я с трудом просыпалась, долго раскачивалась, затем тренировалась, смотрела сериалы на Netflix, училась. За этими занятиями время пролетало незаметно.
— Как поддерживали физическую форму, находясь дома?
— В Нидерландах это делать проще, так как разрешено выходить в город на пробежку. Я, правда, люблю больше кататься на велосипеде, это лучше для моих коленей. У меня есть небольшой сад и тренировочный зал, где я также поддерживаю свою форму.
— Вы завершили свою учебу в университете?
— Одна из позитивных вещей на самоизоляции — то, что у меня появилось больше свободного времени, чтобы учиться. Мне осталось совсем немного, чтобы закончить университет, — нужно дописать финальное эссе и получить образование психолога.
— Вопрос вам как будущему психологу. Что нужно делать, чтобы не впасть в депрессию во время самоизоляции?
— Для всех это по-разному. Нельзя дать один универсальный совет. Можно, конечно, сидеть на диване и смотреть сериалы, но это скучно. Мне кажется, что лучше начать узнавать что-то новое. Например, учить новый язык или получить какой-то навык.
О победе на чемпионате мира и отмене Олимпиады
— Выросла ли популярность гандбола в Нидерландах после победы на чемпионате мира?
— Мы уже выигрывали медали чемпионата мира пять лет назад (в 2015 году сборная Нидерландов выиграла серебряные медали, уступив в финале Норвегии. — Прим. ред.). Популярность гандбола выросла уже тогда, но сейчас она стала еще больше. Нас стали чаще узнавать на улице. В планах даже было сыграть в Роттердаме на стадионе, который вмещает 10 тысяч зрителей, но матч пока перенесли.
— Можно ли сравнивать популярность гандбола и футбола в Нидерландах?
— С футболом сравнивать нельзя. Футбол — спорт номер один в Голландии. Но я могу отметить, что женский гандбол сделал большой шаг вперед в последние годы. Очень рада этому факту. Футбольная команда пропустила последние два больших турнира (чемпионат Европы — 2016 во Франции и чемпионат мира — 2018 в России. — Прим. ред.). Может быть, нам это сыграло на руку.
— О чем думали, когда шли бросать решающий семиметровый в финале при равном счете?
— Я сначала не поняла, что там был пенальти. Судьи долго совещались. Я думала, что это может быть девятиметровый бросок, но потом всё же арбитры назначили семиметровый.
После этого всё случилось очень быстро. Тогда я постаралась успокоиться, просто подойти и сделать бросок, как и в любом другом случае. В тот момент это сработало. А теперь, когда оглядываюсь в прошлое, то понимаю, что момент был сумасшедший. Когда его пересматриваю, то начинаю нервничать, но тогда я была полностью расслаблена.
— Знание психологии вам помогло справиться с волнением?
— Я думаю, что в том моменте мне помогло не мое образование, а игровой опыт. Я часто исполняла решающие броски, не всегда они были удачными, но ошибки заставляют тебя учиться. Я счастлива, что мне удалось это сделать в финале чемпионата мира.
— В полуфинале вы обыграли сборную России, в которой было много игроков «Ростов-Дона». Обсуждали с ними этот матч?
— Мы особо не касались этой темы. Полуфинальная встреча была важна для обеих команд. У России очень сильная команда, она была одним из фаворитов турнира, но нам удалось ее победить. Я рада, что в матче за третье место Россия победила Норвегию и завоевала бронзовые медали. Мне кажется, что они больше помнят последнюю игру турнира, и у них остались хорошие воспоминания о нем, как и у меня.
— Как отнеслись к переносу Олимпиады?
— Это было ожидаемо, для меня эта новость не стала шоком. Конечно, это грустно. В декабре мы выиграли чемпионат мира, и было бы здорово на волне этого успеха сыграть на Олимпиаде. Но мы никак не можем повлиять на ситуацию. Я очень счастлива, что назвали новую дату. У нас теперь есть еще один год, чтобы лучше к ней подготовиться (олимпиада в Токио состоится летом 2021 года. — Прим. ред.).
О времени, проведенном в «Ростов-Доне»
— В «Ростов-Дон» вы пришли два года назад. Чем удивил вас тогда город?
— Я здесь бывала несколько раз еще до перехода в «Ростов-Дон». После чемпионата мира по футболу город сильно изменился. Открылось много ресторанов и мест, куда можно сходить. Это меня очень порадовало. Если говорить о гандболе, то «Ростов-Дон» — одна из сильнейших команд в мире. Мне было очень приятно выступать за нее и исполнить одну из своих мечт — сыграть в финале четырех Лиги чемпионов.
— Что неприятно удивило вас в Ростове?
— В Ростове творится на дорогах сумасшествие. В Нидерландах все едут в одной полосе, а в Ростове — кто как захочет, но я привыкла к этому. Теперь я пытаюсь обратно привыкнуть к Голландии. Единственный минус Ростова — он далеко от моего дома. В остальном я наслаждалась временем, которое здесь провела. Клуб мне дал всё, что надо.
— За два года у вас появилось любимое место в Ростове?
— Мой любимый ресторан — La Fabbrica. Раньше также любила New York, но его, к сожалению, закрыли. Вечерами я любила сходить в кафе. В теплое время года нравилось также гулять по набережной Дона.
— Какое блюдо русской кухни вам понравилось?
— К сожалению, мне не удалось попробовать много российских блюд. Только борщ. В команде нас в основном кормили полезной «спортивной» едой — пастой и курицей.
— Вы учили русский язык?
— Когда я только пришла, то у меня даже было специальное приложение в телефоне. Также Лера Маслова меня научила каким-то словам. Сейчас я могу произнести немного слов, понимаю простые предложения. Даже во время интервью я слышу знакомые слова и понимаю суть вопроса без переводчика.
— Можете сказать пару слов на русском языке?
— Скажу несколько коротких: «кроссовки», «носки», «приятного аппетита». Также я знаю названия еды. Немало так я знаю. (Смеется.)
— Самый яркий момент за два года в «Ростов-Доне»?
— Во-первых, это полуфинал Лиги чемпионов, когда мы победили «Мец». Я помню, как мы сильно тогда радовались. Второй момент — финал. Да, мы проиграли (венгерскому «Дьеру» со счетом 24:25. — Прим. ред.), но, помню, после него мы сказали, что на следующий год мы обязательно победим. К сожалению, пока всё складывается не очень хорошо — все соревнования приостановлены. Посмотрим, что будет дальше.
— За эти два года успели соскучиться по Голландии?
— Я знала, что Ростов очень далеко, но расстояние до Голландии я недооценила. Это оказалось гораздо дальше, чем я думала. Домой было очень сложно добираться. Когда, например, у нас были выходные, то я не могла слетать в Нидерланды, как раньше. Я скучала по своим родным. Это одна из причин, почему я сменила команду и перебралась поближе к дому (летом 2020 года Лоис Аббинг станет игроком датского «Оденсе». — Прим. ред.).
— В интернете ходит шутка, что в «Оденсе» вы перешли из-за цвета формы команды...
— Это забавно, что цвета «Оденсе» совпадают со сборной Нидерландов (обе команды играют в оранжевом. — Прим. ред.). Теперь я буду играть в оранжевом намного чаще, чем раньше. (Смеется.)
— Верите ли, что сможете сыграть за «Ростов-Дон», если решающие матчи Лиги чемпионов будут в сентябре?
— Я не знаю, как это происходит юридически, какие правила существуют. В обычных условиях мой контракт закончился бы в июне. Непонятно, как всё будет устроено. Это раздражает. Мне хочется сыграть в Лиге чемпионов за «Ростов-Дон». Но я не уверена, что это реалистичный вариант развития событий. Остается только ждать и надеяться на лучшее.
— Сейчас вы в Голландии. Может получиться так, что за «Ростов-Дон» вы больше не сыграете? Забрали все вещи из Ростова?
— Забрала с собой как можно больше вещей, так как не очень понятно, что будет дальше. Всё это было согласовано с клубом. Вещей было очень много, за один раз их нельзя было забрать все. Так что часть осталась в Ростове. Для начала давайте посмотрим, что будет в следующем месяце. Только тогда можно говорить о каких-то планах.
Пять вопросов от читателей
— Почему в Голландии много высоких людей? У вас особенные еда и воздух?
— Я слышала про этот факт. У нас и правда одна из самых высоких наций в мире. Не знаю, почему так происходит. Для нас это норма. Мы привыкли, что у нас все высокие. Особенно мужчины. Кстати, это дает нам небольшое преимущество при игре в гандбол.
— Вопрос, который, наверное, прислал нам большой фанат футбольного «Ливерпуля». Возможно, что это была Виктория Борщенко. Как правильно произносится фамилия голландского футболиста: Ван Дейк или Ван Дайк?
— Его зовут Вирджил Ван Дайк. (Смеется.)
— Продолжаем футбольную тему. Посещали ли вы матчи «Ростова»?
— Была пару раз со своим молодым человеком. Мне там очень понравилось. На матче было очень много людей — хорошая атмосфера. Мой молодой человек, кстати, работает в футбольном клубе детским тренером. С ним мы и смотрели несколько игр «Ростова». Запомнилось, что тогда было очень холодно, но мне понравилось.
— Чем отличаются ростовчане от голландцев?
— Хороший вопрос. Я думаю, что русские люди очень серьезные. Если у них есть план, то они всегда его придерживаются. Этому можно поучиться голландцам, которые более ветреные и стараются делать то, что считают нужным. Общее — мы не привыкли жаловаться на что-то и просто делаем свою работу, несмотря ни на что.
— Посетите ли вы Ростов в качестве туриста? Если подруги по сборной Нидерландов спросят вас о переходе в «Ростов-Дон», что им посоветуете?
— Недостаток Ростова — он очень далеко и его сложно посетить. Если бы этой проблемы не было, то, мне кажется, что здесь было бы больше туристов. Ростов — очень хороший город, в нем есть что посмотреть. Если говорить о гандболе, то я бы посоветовала своим напарницам по сборной перейти в «Ростов-Дон», если будет такая возможность, так как это одна из лучших команд мира. Но я бы их предупредила, что при этом нужно быть готовым к разлуке со своими близкими и дальним расстояниям.