Восемь лет основатель стрелкового клуба «Таргитай» Илья Пшеничнов занимается популяризацией стрельбы из лука в Ростове. К этому увлечению, пока экзотическому для ростовчан, люди чаще всего приходят, вдохновившись образами из книг, сериалов и фильмов. И хотя во многих из них образ стрелка отражен правдоподобно, человек, впервые взявший в руки лук и стрелы, нередко испытывает недоумение от того, насколько реальность отличается от вымысла.
161.RU поговорили с Ильей Пшеничновым, чтобы разобраться, что собой представляет стрельба из лука на самом деле и почему люди занимаются им как спортом или хобби.
— В детстве, когда я жил в станице Елизаветинской (Азовский район. — Прим. ред.), я часто просил деда сделать мне лук. Ломал его в тот же день, а потом опять приходил к деду и просил сделать новый. Дед отказывался, говорил, что слишком часто прошу. А я ему отвечал: «Дед, ну казаки же тоже стреляли из луков, я тоже хочу научиться!» Срабатывало каждый раз, — вспоминает Пшеничнов.
Основатель «Таргитая» убежден, что каждый пытался в детстве смастерить себе лук и стрелы. Большинство людей с возрастом бросали это. Пшеничнова стрельба заинтересовала на всю жизнь.
Пшеничнов считает, что если рассматривать стрельбу именно как спорт, то она может быть хорошим выбором в долговременной перспективе. Возраст не имеет значения для стрелка, известны случаи, когда в олимпийских играх участвовали люди, которым далеко за 50 лет. Для примера, в том же фигурном катании, после 25 лет спортсмены чаще всего уходят «на пенсию». В стрельбе из лука — пока ты показываешь результат, ты будешь котироваться, считает Пшеничнов.
— Есть и обратная сторона. Начинать заниматься стрельбой лучше с 10 или 12 лет. Стрельба — это несимметричная нагрузка на корпус, на скелет. Пока человек не развит физически, заниматься этим не стоит, — уточняет Пшеничнов.
Состояние здоровья тоже важно для будущего стрелка, говорит Пшеничнов. Спорт не должен усугублять те проблемы, которые есть. Суставы рук и плеч должны быть здоровы, поскольку многоповторная нагрузка с большим весом может повредить. Правильное питание, внимание к технике стрельбы и разминка-заминка необходимы.
— Даже если ходишь просто развлекаться, стоит тоже следить за здоровьем. Здорово, если человек попутно занимается какими-то параллельными нагрузками. Практика показывает, что чем больше видов спортивной активности у человека, тем лучше он стреляет. Это дает развитую координацию, понимание положения тела в пространстве, хорошую мелкую моторику — и это все способствует стрельбе, — говорит Пшеничнов.
Если подходить к стрельбе как к развлечению, то к плюсам можно отнести экзотичность. Людей с каждым годом на тренировки ходит все больше, но все ещё нельзя сказать, что их много.
— Это необычно и прикольно. Соответственно, фото с луком в красивой и правильной стойке — оно сто процентов наберет больше лайков в социальных сетях, — смеется Пшеничнов.
Стрельба — это также возможность приобщиться к истории и культуре различных народов, известных своим стрелковым мастерством, шанс почувствовать себя героем любимого художественного произведения.
— Особенно когда выходит какой-то крупный фильм, вроде «Храброго сердца» про рыжую девочку-лучницу. К нам моментально в клуб кинулись девчата. Часто приходят с мыслью, что сделать выстрел — это очень просто. Встанут на изготовку, приложат стрелу, натянут тетиву. А дальше что делать — они не знают. Прицела ведь нет. Не говоря уже о том, что это физически непросто, — рассказывает Пшеничнов.
Исторически от стрелков требовалась немалая физическая подготовка. По словам Пшеничнова, археологи определяли на захоронениях лучников по большому износу правого плеча и, иногда, по искривлению позвоночника. Это связано с тем, что раньше, как предполагает Пшеничнов, люди тренировались с пренебрежением к здоровью. Ещё крупному стрелку проще стрелять потому, что ему не будет мешать ветер — вибрация, передаваемая телу, не будет отражаться на луке.
— Это не значит, что стройный или низкий человек не сможет стрелять. Или не сможет растянуть лук. В этом деле главное — техника. Если ты правильно работаешь с луком, большой объем мышц тебе не нужен. Когда ты стоишь в стойке, готовый отпустить стрелу, при верной технике у тебя кость предплечья упирается в кость локтя через сустав. Это как быть палочкой, которую вертикально держат между зубов, — объясняет Пшеничнов.
Кроме техники решает и психологическая подготовка к стрельбе. Стрелок может показывать хорошие результаты на тренировках, с легкостью набирать много баллов за стрельбу по мишеням на квалификационном этапе турнира. Но при столкновении с реальным оппонентом, в финале соревнования многие сдают и отступают.
— В финале два спортсмена стреляют либо по одной, либо по двум разным мишеням. Мы это называем перестрелкой. Выстрелов всего немного, нужно перестрелять оппонента по очкам. И ты стоишь неподалеку от него, видишь его, чувствуешь, смотришь, как он стреляет. Нервничаешь, эмоций — шквал. Это все очень сильно влияет на качество стрельбы, — говорит Пшеничнов.
По словам Пшеничнова, единственный способ борьбы с этим волнением — это частое участие в других спаррингах со стрелками — при каждой возможности. Это дает определенный опыт, и чем больше участвуешь в перестрелках, тем лучше понимаешь, как справляться со стрессом.
— Это больше внутренний спорт на самом деле. Нужна большая внутренняя работа, чтобы перебороть эмоции. А если ты дашь им волю, то будешь стрелять только хуже. Необходимость самопознания и саморазвития — это одна из главных фишек этого спорта, которая меня привлекает, — считает Пшеничнов.
Ранее 161.RU рассказывал историю о Кате Гойде. Девушка бросила надоевшую работу в офисе, чтобы стать стилистом. Теперь её фотографии украшают обложки зарубежного глянца.