2016 год стал одним из лучших в карьере Анны Сень. Левая полусредняя гандбольного клуба «Ростов-Дон» помогла сборной впервые с 1980 года выиграть золотую медаль Олимпиады, завоевала с клубом Кубок и Суперкубок страны. В интервью 161.ru спортсменка рассказала о причинах неудачи на Евро-2016, прозвищах новичков «Ростов-Дона» и СМС-переписке команды с новым тренером – французом Фредериком Бужаном.
Несмотря на успех на Олимпиаде в Рио, конец года сложился для Анны Сень неудачно. «Ростов-Дон» не вышел из группы в Лиге чемпионов, спортсменка на некоторое время перестала попадать в основной состав клуба, а сборная осталась за бортом полуфинала континентального первенства.
Беседа с гандболисткой началась с подведения итогов игры сборной в Швеции.
– Ключевым моментом на Евро стала проигранная игра Румынии (игра, проходившая 7 декабря, завершилась со счетом 17:22. – Прим.ред.). К сожалению, этот матч стал для нас худшим на турнире, – говорит Сень. – В целом мы показали хорошую игру, у нас действительно есть команда, которая может достойно играть с лучшими сборными. Однако нашей команде нужно время, а молодым – немного опыта.
– Можно сказать, что в игре с Румынией россиянкам не хватило фарта? Команда много бросала, но мяч как будто не шел в ворота.
– Фарта точно не хватило, плюс фланговые игроки забили всего три мяча, это катастрофическая производительность. У нас никогда таких проблем не было. На Олимпиаде девочки играли гораздо лучше, чем сейчас.
– После победной игры с Чехией вы сказали, что команде не доставало концентрации и мотивации. Сейчас так же считаете?
– Команда только начинает строиться, поэтому проблем очень много. Мы как более опытные игроки пытаемся молодых спортсменок мотивировать, чтобы они были более агрессивными в игре, от них шла поддержка. Даже когда ты сидишь на скамейке и болеешь за свою команду, это чувствуется. А наши девочки, приехав на такой уровень, видимо, не поняли этого. Поэтому нам действительно нужно время на строительство команды.
– Курс на омоложение, взятый главным тренером сборной России по гандболу Евгением Трефиловым, можно назвать смелым шагом?
– Нет, это не смелый шаг. Я считаю, что ему не нужно было брать некоторых игроков на Евро. Если ты пытаешься идти по пути омоложения состава, то иди на него полностью. Нужно брать тех людей, которые смогут поехать в Токио на Олимпиаду в 2020 году. Я не считаю, что в команде не должно быть опытных игроков, но нужно либо оставлять состав на результат, либо идти на строительство новой команды.
– То есть, считаете, Трефилову в этом плане нужно было поступить более радикально?
– Да. Он мог взять больше молодых игроков и начать за четыре года до Олимпиады что-то строить с ними.
– Говорят, что методы тренера сборной устарели, и молодые игроки их уже не воспринимают.
– На первом сборе у девочек трясутся руки, они его боятся. Он только начинает что-то говорить, у них глаза бегают. Чуть ли не до слез доходит. Все игроки так приходили в команду, но пройдет время, и они привыкнут к нему, будут воспринимать его слова по-другому.
«Хотела бы еще раз съездить на Олимпиаду с Трефиловым»
– Как думаете, другой наставник смог бы справиться с давлением после Олимпиады? Теперь все требуют от тренера исключительно побед.
– Я сомневаюсь, что Трефилов покинет пост до Токио. Он лучший из российских тренеров и показывает это долгие годы, альтернативы ему пока нет. Хотя в качестве помощников было бы интересно увидеть с ним тренера «Динамо» Виктора Рябых и наставника «Звезды» Алексея Гумянова.
– А если попробовать иностранного тренера?
– Я сомневаюсь, что это произойдет в ближайшие четыре года. Я бы хотела еще раз съездить на Олимпиаду с Трефиловым. В Рио с нами был Сергей Шишкарев, и не было такого, чтобы Трефилов был эмоциональным. Все было спокойно, и мы шли к победе. Если такое повторится в Токио, и я поеду туда, то буду рада.
– После Олимпиады ко всем игрокам было повышенное внимание. Успели привыкнуть к этому?
– В Ростове мы и так постоянно даем интервью, участвуем в мероприятиях, снимаемся в телепередачах. Поэтому игроки «Ростов-Дона» привыкли к этому. Хотя на улице меня так часто еще не узнавали и не фотографировались. Для девочек, которые не пользовались таким успехом, это удивительно.
– Не было желания спрятаться дома или пойти в магазин в парике?
– Нет. (Смеется.) Когда мы летели с Владой Бобровниковой из Москвы после съемок для «Первого канала», в аэропорту к нам подошло более 50 человек. Говорили: «Красавицы, мы знаем вас, вы гандболистки». Никогда в жизни такое количество людей нас не узнавало, это действительно круто.
– Ваша жизнь сильно изменилась жизнь после Рио?
– Бросьте, какой изменилась? Времени нет вообще ни на что. У нас после Рио было всего лишь пять дней выходных. Разве что машина новая. Кардинальных перемен не произошло, я не пропускаю тренировки. (Смеется.)
«Бужан вызывает только позитивные эмоции»
– Много говорилось о том, что после Олимпиады у игроков «Ростов-Дона» было очень мало времени для отдыха перед стартом сезона. Это повлияло на выступление команды?
– Конечно. Мне повезло, что у меня была неделя перерыва перед Евро-2016, в течение которого я тренировалась сама. Это помогло удачно сдать тесты перед играми.
– Как шла адаптация в команде игроков, приглашенных летом?
– Нынешний сезон начался тяжело из-за того, что у нас не было совместных турниров и сборов. Не было времени сыграться с новичками. В прошлом межсезонье мы отыграли два турнира, команда была готова. В плане игры мы даже сейчас друг друга немного не понимаем, а в плане общения, житейских моментов все прошло замечательно.
– Какие прозвища дали новичкам в Ростове?
– Когда девочки приходят в клуб, то сами представляются. Ану Паулу Родригес и Сирабу Дембеле называем просто по имени, Анна Вяхирева всю жизнь была «Вяхой». А вот Барбоса попросила называть себя «Шанти». Почему? В Испании это краткий вариант имени Алекшандрина.
– На каком языке общаетесь на игровой площадке?
– Обычно все общаемся на английском. Если случаются серьезные проблемы, просим помочь переводчика.
– После неудачи в Лиге чемпионов «Ростов-Дон» будет играть в Кубке ЕГФ. Какие цели на этот турнир?
– Задача одна – выиграть. У нас команда такого уровня, что если мы не выиграем Кубок ЕГФ (второй по значимости европейский клубный турнир), то не знаю, что тогда... С такой командой нужно побеждать без скидок на что бы то ни было. Цели на 2017-й год – победа в Кубке ЕГФ, чемпионате и кубке России.
– Перерыв на новогодние праздники позволит игрокам «разгрузиться»?
– Очень хорошо, что в клубе нам дают небольшой перерыв («Ростов-Дон» будет в отпуске до 3 января. – Прим. ред.). В это время мы будем работать индивидуально, поддерживать форму. Думаю, за эту неделю мы отдохнем и подготовимся к игре 7 января против венгерского «Эрда» в Кубке ЕГФ.
– У команды теперь новый тренер. Успели пообщаться с Федериком Бужаном?
– Мы играли против клуба «Флери-Луаре», когда он их возглавлял. Барбоса работала с ним и рассказала, что это хороший тренер, с опытом. Плохого о нем не сказала.
– Он уже контактировал с командой? Какие впечатления?
– Бужан перед каждой игрой присылает сообщения нашему переводчику. Их зачитывают в раздевалке. Там слова поддержки, совет быть более сконцентрированными, пожелание удачи. По нему видно, что это открытый, позитивный человек, у меня он вызывает только положительные эмоции.
Фото: Фото пресс-службы ГК «Ростов-Дон»; пользователей annapetrenko8 и 161.ru_161.ru / Instagram.com