Большинство российских космонавтов тренируются на оборудовании, созданном в Новочеркасском тренажеростроительном центре. Он работает уже 46 лет под руководством Валентина Шукшунова — ученого, профессора и изобретателя. Журналисты 161.RU познакомились с создателем технопарка, попытались пристыковать космический корабль к МКС и узнали, как «Бивни» помогли провести уникальную космическую миссию.
Новочеркасский космодром
В центре Новочеркасска на Платовском проспекте стоят корпуса филиала Центра тренажеростроения и подготовки персонала — здесь в каком-то смысле начинается современная российская космонавтика. На стенах КПП — фотографии космонавтов, которые побывали здесь, в коридорах пахнет как в университетских корпусах — книжными страницами, а ступени лестниц истерты тысячами подошв.
В холле нашу небольшую делегацию встречает замначальника центра космического образования Александр Максимов и сразу ведет знакомиться с экспозицией космического луна-парка.
— В этот парк входит космоцентр «Астрон» и луна-парк «Селен», — говорит Максимов. — На этой базе стоит наш центр образования. Мы проводим экскурсии и для детей, и для взрослых. У нас много друзей — мы и с военными дружим, и с бизнесом. «Астрон» открыли в 2005 году, а «Селен» — в 2018-м. За это время наши экскурсии прошли более чем для 20 тысяч человек. А когда мы получили лицензию и официально стали центром дополнительного образования в 2015 году, стали проводить занятия для школьников.
В центре две образовательные программы: «Полет на космические станции и планеты» — для младших школьников, а для старших — «Конструктор космической техники». Со школьниками занимаются на тренажерах, учат астрономии и основам космонавтики.
— Мы можем воспроизвести космический полет от старта корабля до его приземления. Здесь есть и центр управления полетами, причем мы сделали всё как в настоящем ЦУПе — продублировали все датчики и карты, — рассказывает Максимов. — Есть у нас и вертолет для поисково-спасательных операций, и аналог МКС. Дети, как настоящие члены экипажа, выполняют операции, проводят стыковки, выходят из внештатных ситуаций — пожары, разгерметизации…
Экспозиционный зал — просторный и с высокими потолками — похож на настоящий космодром. Здесь и аналоги космических кораблей, и луноход, и зоны для покорения космоса в шлемах виртуальной реальности, и макеты скафандров.
— Настоящий скафандр стоит миллионы долларов — там и противорадиационная защита, и оборудование другое… У нас стоят идентичные на 100% копии, только из других материалов, — говорит Максимов. — Реальный скафандр для выхода в открытый космос весит 114 килограммов. Да, большой вес, но в космосе это несущественно. Значительно меньше весят белые скафандры. В таких костюмах космонавты находятся в корабле во время старта и посадки.
Первая попытка перестать носить скафандры внутри космических кораблей закончилась трагедией — тогда погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Это случилось в космическом корабле «Союз», который разгерметизировался при спуске: когда через миллиметровую щель вышел воздух, экипаж ничего не успел сделать. Сегодня их именами названы улицы.
После краткого обзора экспозиции Максимов показывает нам макет космического корабля «Восток» — точно на таком Юрий Гагарин впервые отправился в космос. Тренажер позволяет полностью повторить первый полет человека за пределы Земли.
— Можно даже сымитировать диалог между Гагариным и командой, которая ждала его на земле. При желании можно включить клип с реальными переговорами Гагарина. Сама реконструкция длится 108 минут, как и полет, но в основном показываем в сокращенном варианте.
Находиться в корабле «Восток-1» очень приятно, хоть и залезать внутрь приходится через «крышу». Чуть позже в зал прибыл «космонавт», который продемонстрировал старт первого в истории полета человека в космос.
— На экскурсии к нам приезжают из близлежащих городов и Краснодарского края, — рассказывает инженер, начальник отдела Алексей Гамагин. — Наш центр — единственное место в России, где представлена история создания космических кораблей. Не хватает только кораблей серии «Восход», они были сразу после «Востока», до «Союза». Сейчас космонавты на «Союзах» летают. Но у нас есть и новый корабль, его пока разрабатывают. Отправиться в космос он должен в 2025 году.
В экспозиционном зале есть аналог МКС. У него внутри — всё по-настоящему: и стол для подогрева пищи, и приборные панели, и туалет — правда, в несколько уменьшенном размере. Пространство зонировано — здесь есть центральный пост, куда приходят все данные о состоянии станции. Для корреспондентов 161.RU сотрудники центра смоделировали экстренную ситуацию — пожар. Нам удалось его ликвидировать.
Космонавты находятся на МКС либо две недели, либо полгода. В кратковременные экспедиции люди отправляются, если летят на станцию впервые, в долгосрочные — для проведения экспериментов.
Экзоскелет и «легкий шаг»
Сейчас инженеры центра работают над несколькими масштабными проектами. Основные — создание экзоскелета, обезвешивающего тело космонавта для тренировок на земле, и стенд, ускоряющий процесс реабилитации после долгих экспедиций.
— Мы разработали тренажерный комплекс «Координата», но на нем сложно работать более 40 минут, поскольку он обезвешивает тело тренирующегося человека и груз, с которым он должен будет выйти за пределы корабля, — рассказывает Гамагин. — Но конечности не обезвешиваются. Поэтому мы сейчас разрабатываем экзоскелет, который снимает 70% нагрузки с рук космонавта. Это позволит продлить комфортное время тренировки.
Также специалисты работают над реабилитационным тренажером «Легкий шаг», который позволит космонавтам быстрее возвращаться в строй.
— После долгих экспедиций кости становятся хрупкими, космонавтов даже вынимают кораблей, чтобы не повредить опорно-двигательную систему. А стенд поможет постепенно увеличивать нагрузку и ускорить процесс реабилитации. Сейчас период восстановления длится до полугода, а «Легкий шаг» позволит делать это быстрее.
С чего начался центр тренажеростроения. Беседа с гендиректором
Новочеркасский центр тренажеростроения создал ученый, профессор, изобретатель Валентин Шукшунов. Несмотря на почтенный возраст — 20 мая 2021 года ученому исполнится 83 года, он по-прежнему остается главным конструктором и генеральным директором.
— В январе 1975 года в моей жизни началась космическая тематика, тогда я впервые переступил порог звездного городка, — рассказывает Валентин Ефимович. — Я был директором и конструктором опытно-конструкторского бюро «Орбита» при Новочеркасском политехническом институте. Меня пригласили в центр подготовки космонавтов, там встретился с руководством этого центра, с летчиками-космонавтами и с Георгием Береговым, начальником центра. В то время для меня, молодого человека, эти люди были небожителями.
Тогда в Советском Союзе расширялись программы освоения космоса, нужно было готовить сотни космонавтов. Для них понадобились тренажеры, каких не было раньше. Кроме того, СССР заключил ряд международных договоров на подготовку космонавтов других стран, и именно это стало причинами создания организации, которая была бы полностью заточена на разработку тренажеров для подготовки космонавтов.
— Наша организация стала главной в создании космических тренажерных комплексов, — говорит Шукшунов. — Фактически мы явились основателями нового направления тренажеростроения, раньше его попросту не было. И вот до сегодняшнего дня мы занимаемся созданием техники для подготовки космонавтов.
Спасибо «Бивням»!
Первый тренажер, который разработали в новочеркасском центре в 1978 году предназначался для подготовки экипажей к полетам. Назывался «Бивни». Готовое устройство разместили на космодроме Байконур.
— Бывало, что космонавты подолгу задерживались на космодроме из-за непогоды, например, и начинали нервничать — думали, что растеряли навыки ручного управления, — рассказывает Шукшунов. — Это очень сложно. Чтобы научиться состыковываться с кораблем, нужно учиться больше двух лет. Нам поставили задачу — сделать тренажер, который бы позволял отрабатывать этот навык. Когда тренажер установили на «Байконуре», от космонавтов отбоя не было, все хотели на нем потренироваться. Даже бильярд ушел в сторону.
Название тренажеру давали не разработчики, а военно-промышленная комиссия при совете министров СССР, которая работала в Кремле.
— В комиссии велись реестры названий. Имена раздавали на какую-то букву алфавита, по порядку, например, на Б. Следующую нашу работу ВПК назвала «Беладонна».
По словам Шукшунова, Алексей Леонов — первый человек в открытом космосе, — потренировавшись на «Бивнях», признал тренажер лучшим для отработки навыков пилота.
— Этот тренажер отметили государственной премией Советского Союза, его высоко оценили и другие космонавты, например Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, которые в 1985 году провели миссию по спасению отключившейся станции «Салют-7», — говорит Шукшунов. — Экипаж Джанибекова и Савиных подготовились к операции с помощью «Бивней», нашли станцию, все равно что иголку в стоге сена, и состыковались с ней с первого раза. Никто ни до, ни после этого такие операции не выполнял. А Джанибеков для газетной статьи сказал: «Спасибо "Бивням"» — это высочайшая оценка нашей работы.
Страна-бензоколонка?
В новочеркасский центр едут космонавты не только из России. Астронавты из США, по словам Шукшунова, тоже нередко бывают в гостях. И, видя инженерные решения специалистов компании, иностранцы удивляются.
— За границей Россию называли бензоколонкой, но это вовсе не так, — говорит Валентин Ефимович. — Посмотрите, в нашем маленьком периферийном городе мы применяем передовые технологии. Такого центра нет больше нигде. И всё, что здесь есть, создано головами и руками наших сотрудников. Мы сами эти технологии придумали. И всё это сделано за наши деньги — накопленные, сэкономленные. Ни копейки сторонней сюда не вложено — ни из бюджета, ни откуда-либо еще. Здесь только оборудования на 70 миллионов рублей. И мы открываем науку подрастающему поколению. Я лично хотел, чтобы наши дети, находясь на периферии, не чувствовали себя неуютно относительно ребят из больших городов.