Донской изобретатель Николай Жикривецкий придумал и собрал прогулочную лодку на солнечных батареях. Солнцемаран — именно так назвал ее автор — можно использовать вместо классического катамарана для перевозки людей. Такой экологический вид транспорта стал бы отличной и недорогой альтернативой как отечественным, так и зарубежным катерам.
Идею подсказала лужа
Мысль о создании судна на солнечных батареях пришла к ростовчанину внезапно. Еще в 2008 году в районе станицы Нижне-Гниловской речной порт намыл большую песчаную косу, отрезав местных жителей от выхода к Дону. Вскоре между старым и «новым» берегом появился маленький водоем — лужа, как называет ее сам Николай. Чтобы углубить озерко, Жикривецкий вместе с друзьями решил собрать небольшой катамаран и разместил на нем спецоборудование для промывки дна.
После работ мастерам стало жалко разбирать судно, и они захотели установить на нем мачту и попробовать сплавиться по Северскому Донцу. Во время прогулки изобретателю пришла в голову мысль: а почему бы не попробовать заменить двигатель на бесплатную солнечную энергию?
— Мы нашли ребят, которые сделали навес и поставили сверху три солнечные батареи. Теперь крыша могла не только защищать пассажиров от солнца, но и служить генератором энергии, которой в ясную погоду можно пользоваться сколько захочешь, — рассказал автор проекта.
Корпус судна изготовлен из композиционного материала и стекломатов, пропитанных полиэфирной смолой. Длина большого катамарана составляет девять метров, скорость, которой он может достигать благодаря солнцу, — 9 км/ч. Общая вместимость судна — 20 человек. Изобретатель отмечает, что благодаря солнечным батареям запас хода в дневное время суток неограничен, да и с приходом темноты «зарядки» хватит часов на шесть.
От озера Рица до Абрау-Дюрсо
Первые испытания солнцемарана проходили на Дону: судно великолепно показало ходовые качества. Второй раз создатели решили опробовать свое изобретение на Черном море в районе Адлера. Опытный образец и на этот раз не подвел.
Николаю Жикривецкому подсказали, что его открытие отлично подойдет для передвижения на небольших озерах, в заповедных местах, где запрещены двигатели внутреннего сгорания. Ему пришла идея продемонстрировать изобретение в Рицинском реликтовом национальном парке — на знаменитом озере Рица. Изобретение так впечатлило абхазцев, что они договорились с дончанином о поставке десяти солнцемаранов. Николай вместе с коллегами за полгода выполнили заказ, однако директор парка сменился, и прежние договоренности были расторгнуты.
Тогда в 2014 году Жикривецкий договорился провести тест-драйв солнцемарана на самом большом пресноводном водоеме Краснодарского края — озере Абрау. В день презентации судно опробовали местные чиновники, а также бизнес-омбудсмен Борис Титов. Правозащитнику очень понравилось ноу-хау, и он дал указание закупить несколько образцов для Центра винного туризма в Абрау-Дюрсо.
Ростовчанину поручили сделать один маленький и два больших солнцемарана, а также разработать проект плавучего острова площадью 500 кв.м, на котором можно было бы разместить туристические объекты и ресторан. Но сделка опять сорвалась. Из-за недостатка финансирования краснодарцы смогли выкупить у Николая всего один маленький катамаран.
Донские «финансы поют романсы»
Но наш земляк не сдавался. В 2015–2016 годах изобретатель презентовал на форуме донской Торгово-промышленной палаты проект туристических маршрутов «Ростов — Старочеркасск — Раздорская» и «Ростов — Азов — Павло-Очаковская коса». Его работа вызвала массу позитивных откликов со стороны чиновников и бизнесменов, однако всерьез солнцемараном так никто и не заинтересовался.
— Я выяснил, что в российском законодательстве не предусмотрена эксплуатация таких судов, как мое. То есть в частном порядке — для прогулок с друзьями и рыбалки — пожалуйста, а вот быть официальным перевозчиком и катать людей за деньги запрещено.
Примечательно, что за рубежом суда на солнечных батареях очень востребованы. В прошлом году немецкий лайнер Energy Observer отправился в кругосветное путешествие. Он передвигается с помощью турбин, солнечной энергии и процесса электролиза без каких-либо дополнительных источников энергии. А в других европейских странах — Великобритании, Румынии, Франции, Швейцарии — стали популярны речные трамвайчики, топливом для которых служат солнечные лучи. Свой вариант речного трамвая предлагал и наш земляк, но ростовские власти не стали рассматривать его предложение всерьез.
— Причина банальна и проста: нет финансирования. Именно поэтому у нас в стране практически исчезла целая отрасль — пассажирское судоходство. Если и остались прогулочные кораблики, то им по 30–40 лет, а что-либо новое всегда стоит денег, — подытожил Николай Жикривецкий.
Добавим, что за девять лет с момента изобретения судна мужчина продал лишь два солнцемарана. Один ходит на озере Абрау, а другой с этого года — на озере Рица.
Анна Шевченко
Фото: Николай Жикривецкий