Вместе с учёными Ростова 161.ru развенчивает распространённые заблуждения и научные мифы. Стоит ли бояться ГМО? Действительно ли мы используем наш мозг лишь на 10%? Чем отличаются чёрные дыры и космические кротовые норы? Эти и другие вопросы мы задаём специалистам из ростовских университетов и научно-исследовательских организаций. В прошлый раз мы поговорили о генно-модифицированных организмах и связанных с ними опасностях. Сегодня темой нашего разговора стала вакцинация.
Антипрививочная истерия
Множество людей в Российской Федерации откровенно не доверяют медицинским знаниям. По данным ВЦИОМ, на 2017 год доверие к работникам медицинской сферы испытывает всего около 36% населения нашей страны. Страшные люди в белых халатах — несомненно, члены тайных масонских лож и организаторы мировых заговоров — одна из самых распространённых тем для изысканий российских конспирологов. Вакцинация стала замечательной почвой для множества предрассудков. Вы только подумайте — человеку в кровь специально вкалывают болезнетворные бактерии! И всё это происходит под государственным контролем по чётким планам. Здесь, полагают антипривовчники, не обошлось без заговора мирового правительства, плана Даллеса и происков масонских лож.
Противники вакцинации громко заявили о себе в России в 90-е годы. Под влиянием их выступлений очень многие люди стали отказываться от прививок. Даже сегодня это движение продолжает существовать — самое активное сообщество противников вакцинации в социальной сети «ВКонтакте», например, насчитывает 17 000 человек. Деятельность самых известных их активистов привела к появлению множества мифов о вакцинации. Корреспондент 161.ru взялся выяснить, насколько справедливы их претензии к прививкам. Чтобы разобраться в этой проблеме, мы отправились к кандидату медицинских наук, доценту кафедры клинической иммунологии и аллергологии ФКП и ППС Ирине Андреевой.
Миф 1. Последствия вакцинации могут быть гораздо страшнее, чем болезнь, от которой они лечат
— Это даже скорее бред, чем миф. Начать следует с того, что считать «опасными последствиями». Врачи различают понятия «поствакцинальной реакции» и «поствакцинального осложнения». Реакции могут быть различными, в том числе и неприятными: повышение температуры, головная боль, боль в месте инъекции. Однако для здоровья они не опасны и вскоре проходят. Осложнения — вот что действительно опасно, но они встречаются крайне редко.
Представьте, что вы ударились рукой. К чему это может привести? Вам будет больно, но через пару минут вы, скорее всего, уже забудете об этом. Иногда на месте удара образуется гематома, которая побеспокоит вас несколько дней и исчезнет. И уж совсем редко — один случай на десять миллионов — гематома может привести к абсцессу. Точно так же и с осложнениями. Абсолютное большинство вакцинаций по всем миру проходят нормально. Шанс того, что именно вы или ваш ребёнок получите серьёзное осложнение после прививки, исчезающе мал.
Прежде чем попасть в клиники, все вакцины проходят сложную череду исследований и проверок, которые доказывают, в первую очередь, их безопасность для человека.
— Почему реакция организма на некоторые вакцины такая же, как на болезнь? Разве поднимающаяся температура и головная боль после вакцины не означают, что человек заболел?
— Здесь всё зависит от типа вакцины, которую получил пациент. Их существует три вида: «живые», инактивированные и рекомбинантные. «Живые» вакцины — это те же самые бактерии, которые вызывают болезнь, только ослабленные и лишённые возможности эту самую болезнь вызвать. Организм реагирует на них, как на обычную инфекцию, и активирует все свои защитные функции, чтобы уничтожить опасность. В том числе меняется и температура тела, от чего может возникнуть головная боль. Это означает, что ваш организм успешно борется с заражением. К тому же, несмотря на неприятные ощущения, у этого вида прививок есть очень важное положительное свойство. Иммунитет от «живых» вакцин — самый сильный и стойкий. По сути, вы переболеваете этой болезнью в самой лёгкой форме, и ваш организм выработал против неё максимально эффективные меры противодействия.
— А что с другими двумя типами?
Инактивированная вакцина — это бактерии, не способные размножаться. Однако они содержат те же вещества, которые содержатся в обычной бактерии, поэтому, борясь с ними, организм вырабатывает иммунитет и к жизнеспособной бактерии. Рекомбинантные вакцины — самые технически сложные. При помощи генных технологий мы научились создавать антигены — белки инфекционных бактерий, отвечающие за развитие болезни — отдельно от самих бактерий. Они не способны вызвать болезнь, но вызывают иммунный ответ и способствуют формированию антител, направленных на конкретную бактерию. Это самый безопасный вид прививок с точки зрения побочных реакций.
— Почему же этот вид прививок не используется повсеместно?
— Пока ещё не ко всем болезням можно создать рекомбинантную вакцину. Чтобы определить белки, отвечающие за болезнетворность той или иной бактерии, нужны долгие исследования. Мы пока ещё не можем создать даже живые «вакцины» от некоторых заболеваний, таких как, например, малярия, не говоря уж о рекомбинантных.
Ещё одна проблема в том, что на рекомбинантную и «убитую» вакцины организм дольше формирует полноценную защиту, чем на «живую». Он чувствует, что опасность от них небольшая, поэтому не задействует все свои защитные системы. Если «живую» вакцину можно вколоть всего один раз, то «мёртвые» и рекомбинантные необходимо колоть курсом в несколько инъекций.
Ещё одна проблема рекомбинантных вакцин состоит в размере частиц. Они гораздо меньше, чем полноценная бактерия, поэтому защитная система организма может их не распознать. Бороться с этой проблемой можно двумя путями — увеличивать «зоркость» организма при помощи специальных веществ, либо использовать крупную бактерию в качестве приманки для иммунной системы. Первым путём идёт российская вакцина от гриппа «Гриппол», включающая в свой состав препарат полиоксидоний, во много раз повышающий чувствительность иммунной системы. По второму пути пошла вакцина АКДС, содержащая одновременно убитую бактерию коклюша, а также обезвреженные токсины — белки дифтерии и столбняка. В этой системе коклюшная бактерия не только сама вызывает иммунный ответ, но и помогает организму «увидеть» дифтерию и столбняк. Таким образом эта вакцина защищает организм сразу от трёх опасных заболеваний.
Миф №2. Вакцины, защищающие сразу от нескольких инфекций, могут перегрузить иммунитет человека. Особенно это касается иммунитета маленьких детей
— Это вопрос, о котором до сих пор спорят иммунологи, педиатры и множество специалистов других направлений. Я выскажу своё мнение: с самого раннего возраста организм человека вынужден сталкиваться с гораздо большим числом опасных бактерий, чем две, три или пять бактерий в вакцине. И как-то справляется с ними. Исследования показывают, что рекомбинантные препараты, защищающие сразу от пяти инфекций, почти не вызывают осложнений, и иммунитет привитых людей работает отлично.
— Даже у младенцев? В нашей стране новорождённый ребёнок получает свою первую прививку в течение первого дня жизни, вторую — в течение трёх-семи дней с момента рождения. Не опасно ли это?
— Этот вопрос исследовался множество раз. Противники прививок часто называют вакцинацию причиной детской смертности и различных проблем со здоровьем. Последние крупномасштабные слепые исследования показывают, что никакой корреляции между прививанием и детской смертностью не существует.
Миф №3. Вакцины содержат множество вредных веществ: ртуть, формальдегид, алюминий и т.д. Совокупность этих веществ наносит здоровью человека гораздо больший вред, чем инфекции, от которых прививки защищают
— Вакцины действительно содержат ряд компонентов, которые необходимы для успешной работы. Так, например, гидроксид алюминия позволяет иммунной системе лучше «увидеть» компоненты вакцины и сформировать качественный иммунитет. Однако доза, в которой организм получает гидроксид аллюминия, мертиолят и другие вспомогательные вещества, настолько мала, что никакого эффекта на организм не оказывает вовсе. Гораздо большую дозу гидроксида алюминия содержат, например, средства от изжоги — и они всё ещё безопасны. Формальдегид и фенол, так пугающие многих противников вакцинации, вообще являются естественными продуктами жизнедеятельности человека. Фенола человек выделяет до 160 мг в сутки, что во много раз больше, чем содержится в вакцинах.
Миф №4. Дети, не прошедшие вакцинацию, болеют не чаще, а то и реже, чем привитые, а значит вакцины только портят иммунитет
— Вакцины тренируют иммунную систему, но не портят. Что касается известных случаев, когда непривитые дети не заболевают серьёзными инфекционными заболеваниями, — это, в первую очередь, заслуга коллективного иммунитета.
Дело в том, что в сообществе, часть которого имеет иммунитет к определенным возбудителям инфекций, в общей циркуляции количество этих микробов значительно снижается, и передаваться возбудителям болезней от человека к человеку становится труднее. Так, в группе непривитых людей, в которую попал один заражённый, заболеют все 100%. Но с увеличением числа привитых людей болезнь уже не может распространяться лавинообразно. Таким образом, чем больше привитых людей, тем меньше вероятность, что болезнетворная бактерия сможет найти себе восприимчивого носителя, размножиться и распространиться дальше. В обществе, где привито от 80 до 90%, заразить хотя бы 1% из оставшихся непривитыми — сложная задача. Бактериям попросту не хватает резервуаров для размножения, и они погибают. Вот почему некоторые из тех, кто не прививаются, также не заражаются инфекционными заболеваниями. Однако они всё же находятся в зоне повышенного риска. К тому же те, кто активно агитируют против прививок, подрывают коллективный иммунитет общества.
— И чем это грозит?
— Вакцинация сегодня остаётся нашим самым мощным оружием против инфекционных заболеваний. С её помощью уже полностью побеждён вирус человеческой оспы. Благодаря прививкам перестали считаться серьёзными болезнями многие из инфекций, считавшихся ранее смертельно опасными. Но что будет, если мы откажемся от прививок?
Здесь даже не нужно фантазировать — перед глазами готовые примеры. В 2013 году в Нидерландах разразилась вспышка кори. 1226 случаев за одно лето, 82 людям понадобилась госпитализация. 92% заболевших — религиозные фундаменталисты, которые не прививались сами и не прививали своих детей. Вспышка началась в одной из протестантских школ, затем распространилась по всей стране. Нужно также напомнить, что большое число новых резервуаров, и, следовательно, большое число новых поколений бактерий способствует их быстрой эволюции и изменению, что затрудняет лечение. Так, например, происходит с гриппом, приобретающим всё новые и новые формы.
В последние годы снизилась заболеваемость гриппом в эпидемический период, и это результат активной вакцинации против вируса. Я помню, как всего несколько лет назад в сезон гриппа интернов РостГМУ забирали с занятий для помощи врачам на участках. Количество заболевших было таким, что медперсонал не справлялся, нужно было больше рабочих рук. Теперь благодаря улучшающемуся качеству вакцин и росту числа вакцинированных заболевших гораздо меньше. Поликлиники справляются своими силами. Это реальные, видимые результаты того, чего добилась человеческая наука. Впереди ещё много работы. Возможно, в будущем удастся создать вакцину даже против таких инфекций, как ВИЧ. Разумно ли отказываться от достижений прогресса из-за предрассудков и страха? Ответит на этот вопрос каждый должен найти сам.
Данил Борисов
Фото: Данил Борисов