Вокруг закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов разворачивается нешуточная дискуссия. Казалось бы, сроки вступления юридического документа в силу уже определены, все моменты учтены, но бизнесмены до сих пор не готовы к будущему. По их мнению, в самом законе и подзаконных актах есть много недоработок. И если их не устранить, последствия для промышленности и бюджетов всех уровней могут быть неблагоприятными, пишет «Российская газета».
Еще полгода назад представители страхового сообщества были солидарны в этом вопросе с предпринимателями.
«Для того чтобы закон мог эффективно работать, необходимо в первую очередь создать единый реестр опасных объектов. Далее следует выработать единые стандарты для работы страховых компаний, прежде всего, критерии оценки потенциального вреда, который может быть причинен третьим лицам при аварии, – подчеркивал в начале года генеральный директор страховой компании «Югория» Алексей Семенихин. – Еще одна важная задача – определить величину тарифных ставок с тем, чтобы страховые взносы не стали непосильной обузой для предприятия, но при этом позволили страховщикам выполнять взятые на себя обязательства. Кроме того, нужно определить правила доступа на рынок страхования ответственности владельцев ОПО. Допускать к реализации закона только лидеров рынка – первые 10–20 компаний – неправильно. Следует выработать критерии, которые позволили бы эффективно оценивать финансовую устойчивость организации при получении лицензии на этот вид защиты».
Однако спустя полгода ситуация по закону остается почти в таком же плачевном состоянии. Напомним, закон был принят год назад, и с 1 января 2012 года он должен вступить в силу. По нему, все опасные объекты, принадлежащие негосударственным и немуниципальным предприятиям, до 1 апреля 2012 должны быть застрахованы на случай причинения вреда в результате аварии. В противном случае их хозяев ждут существенные штрафы – до 500 тысяч рублей на юридических лиц и до 20 тысяч – на должностных.
При этом обязанность страховаться никто не отменит. На государственные и муниципальные предприятия это правило распространится на год позже, чем на всех остальных. Под опасными объектами понимаются очень многие – от лифтов и эскалаторов до фабрик, заводов и водохранилищ. Всего их насчитывается 340 тысяч. И первое, что возмущает предпринимателей сегодня, – это размеры тарифов обязательного страхования.
Согласно проекту тарифов, подготовленному министерством финансов, для разных отраслей определены отдельные страховые суммы и тарифы. Минимальная страховая сумма – 10 миллионов рублей за один опасный объект, минимальный тариф – 0,1 процента от страховой суммы (но этот минимальный процент будет установлен лишь для тех, у кого максимальная страховая сумма – 260 миллионов рублей). Таким образом, самая низкая страховая премия составляет 12 тысяч рублей за объект (для категории «опасные грузы»), самая высокая – 637 тысяч рублей (для такого типа опасных производственных объектов, как взрывчатые вещества) и 579 тысяч (угольные шахты). Всего, по подсчетам ТПП, страховых премий в год будет собираться от 23,5 до 27,7 миллиарда рублей.
При этом на выплаты пострадавшим, по прогнозам, будет тратиться лишь 34 процента от этой суммы – 6,2 миллиарда рублей, остальные составят доход страховщиков. Предпринимателей возмущает и форма страхования – обязательная.
«Почему надо вводить обязательное страхование? Не проще ли законодательно закрепить суммы ущерба, которые предприятие должно будет возместить пострадавшим в случае аварии? Это дешевле, чем ежегодно платить страховые взносы. Нам так никогда денег на модернизацию не хватит», – выступил представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Евгений Брагин.
Еще один его аргумент: по закону компенсации положены людям, пострадавшим в случае аварии или инцидента, большинство же людей погибают и получают ранения вследствие несчастных случаев, а они под страхование не попадают, и компенсации в этом случае выплачиваться не будут. Но страховщики настаивают, что, несмотря на все существующие недочеты, совсем не вводить закон или откладывать на неопределенный срок вступление в силу данного документа нельзя.
«Рынок не готов по разным причинам, но откладывать введение этого закона тоже нельзя – достаточно вспомнить последние глобальные аварии и пострадавших людей», – уверены представители страхового сообщества.