В каком городе мы хотели бы жить, каким мы видим лицо Старого Ростова, решится ли проблема строительства экономжилья и коттеджных поселков на Дону, как строить парковки – на эти вопросы ответили представители крупнейших строительных компаний города. Прошедший накануне форум «Будущее города. Ростов 2020» собрал практически всю элиту бизнес-сообщества. Поскольку в первую очередь город – это его здания и жилые дома, большая часть участников дискуссии говорили о недвижимости как о главной составляющей столицы Юга.
Ростов назвали «маленьким» большим городом, он теперь на 10 месте среди 12 городов-миллионников и со своей площадью в 342 кв км является на самом деле самым маленьким миллионником России. И один из главных вопросов – застройка этих квадратных километров, преимущественно жильем экономкласса. «Наша главная задача – это сделать город максимально удобным для жителей, это касается жилья и инфраструктуры в первую очередь», – сказал учредитель концерна «Единство» и «Нирлан» Геннадий Наумов.
Одна из проблем, которую назвал Геннадий Наумов – внешний вид старого Ростова, где на сегодняшний день стоят трущобы. Для нового строительства нужно осуществлять снос, который застройщики должны делать за свой счет. «Это очень крупные инвестиции, и поэтому ни один застройщик не может себе позволить делать это за свои деньги. Во всем мире этим занимаются не девелоперы, а власти. Они рассматривают районы для сноса и новой застройки, разрабатывают план, решают вопросы с расселением, с проведением коммуникаций. А уже потом приглашают застройщика», – застройщик считает, что наше государство должно действовать по такой же схеме.
Тема жилья экономкласса была самой живой в градостроительной дискуссии. Причем ее поднимали не только строители, но и банкиры. «Я хотел бы жить в таком Ростове, где в 2020 году мой сын, когда он, наконец, женится, сможет позволить себе купить одно-двухкомнатную квартиру самостоятельно, либо взять дешевый кредит на покупку, – рассказал управляющий Ростовским отделением Юго-Западного Сбербанка Алексей Лысенко. – Но у нас большая проблема с квартирами, особенно экономкласса, банальные однокомнатные квартиры сложно купить». Он, как и другие участники дискуссии, отметил, что в Краснодаре, в свою очередь, эта проблема решается лучше.
Господин Лысенко подчеркнул, что мечта о покупке его сыном квартиры пока далека от реальности, поскольку кредиты дешеветь не собираются, а подходящих районов с удобной инфраструктурой в черте города можно сосчитать по пальцам.
Затронули эксперты и тему коттеджных поселков. Гендиректор компании ЗАО «ЮИТ ДОН» Андрей Шумеев заметил тенденцию, что в донском регионе поселки становятся не первичным жильем, по сути, они являются дачными поселками. Он пояснил, что сегодня ни один коттеджный поселок не строится в сопровождении магазинов, детсадов и больниц. «Сегодня для инвестора это просто неинтересно, ведь в кадастровую стоимость жилья будут закладываться все объекты социальной инфраструктуры. Бюджет должен участвовать в строительстве социальной инфраструктуры, как это происходит в Левенцовке», – считает Андрей Шумеев.
Заняться строительством коттеджных поселков гендиректор компании «ЮИТ ДОН» предложил в селах, где сейчас почти все дома разрушены, однако инфраструктура осталась: «Находясь на охоте в Ростовской области, иногда обращаю внимание, что там осталось пять-шесть уцелевших домов, есть место для строительства новых, есть и дорога, есть магазины, практически вся инженерия. Почему бы там не развивать коттеджное строительство? Зато строится «Беловодье» в подтапливаемой зоне, где земля дорогая и для большинства недоступна».
В целом обсуждение проблем строительства свелось к тому, что те проекты, которые нужны городу, невыгодны для строителей, а средств и новых площадок для застройки жилья экономкласса в Ростове не хватает. Но город будущего, тем не менее, все хотят видеть красивым и комфортным для горожан.