Не только выбивание коммунальных платежей, но и продуманная маркетинговая политика. Новые горизонты заработка открыл для ТСЖ и управляющих компаний Ростова член Экспертного совета по ЖКХ Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной думы ФС РФ Дмитрий Бородин. На чем можно и нужно делать деньги, он рассказал в рамках выездного заседания совета. Оно прошло в Ростове-на-Дону.
Отечественная «коммуналка», при всей ее плохой славе, при любом кризисе обречена на успех. С такого заявления начинает свой мастер-класс Дмитрий Бородин. Во-первых, система инвалютна – она не зависит от государственных дотаций, как промышленные монстры, и спокойно реагирует на колебания курсов валют и стоимости нефти. Это – единственная отрасль, которая обслуживает человека двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. При стопроцентном охвате населения. Таким не может похвастаться ни транспорт, ни связь. При этом в перспективе рентабельность ЖКХ может составлять 35%. Для достижения этой невероятной цифры, говорит Дмитрий Бородин, нужно всего-то оказаться от традиционного подхода и изменить собственную психологию.
«На западе доля коммунальных услуг в общем спектре всего того, что предлагают управляющие компании, составляет одну треть. Дальше - все то, на что мы не обращаем внимания. Мы топчемся вокруг собираемости платежей, хотя в силах ТСЖ или УК предоставлять не только услуги, которые предусмотрены СНИПом, и неплохо на них зарабатывать. Кодовые замки, кабель, Интернет – это все мы почему-то отдали сторонним организациям», – говорит эксперт. И тут же озвучивает пример, когда ТСЖ забрало власть в свои руки. Пример – из серии наболевших.
«Москва, участок в районе ВДНХ. Правление ТСЖ повесило там около почтовых ящиков объявления: уважаемые компании, занимающиеся распространением бесплатных рекламных изданий. В соответствии с законодательством мы просим вас перечислить по пять копеек с каждого экземпляра на такой-то счет. Естественно, никто не откликнулся. Тогда, переписав выходные данные буклетов, ТСЖ отправилось в арбитражный суд. И тот обязал компанию, которая распространяет рекламную продукцию, оплатить услуги. В итоге и ТСЖ получило доход, и сама компания оказалась не в обиде: распределять материалы через подъездных горничных – дешевле и надежнее, чем через штат разносчиков. Которые, как известно,могут и не донести газету или проспект, а оставить в ближайшем мусорном баке».
Далее, продолжает господин Бородин. Почему окна и кондиционеры вывешивают непонятные люди, а не специалисты ТСЖ? Почему не предоставить место в подъезде для размещения терминала – люди платят за «коммуналку», не доходя до кассы, а компания-владелец аппарата платит комиссионные за использование площади. Почему бы не возобновить при ТСЖ забытую традицию «домов быта» – мелкий ремонт аппаратуры?
«Мы должны поставить эти мелочи впереди телеги, – резюмирует гость. – В итоге ваша деятельность будет включать три блока. Первый – это инженерный блок, все то, что мы должны делать по закону. Далее – абонентский блок, сбор тех самых платежей. И – «третий отдел», те мелочи, о которых я говорил».
Несмотря на определенную революционность, идеи не кажутся донским «практикам» в сфере ЖКХ такими уж неприменимыми. По одному из направлений работа идет не только давно, но и довольно успешно.
«Идея очень хорошая, особенно – насчет рекламных объявлений, – заявляет председатель ТСЖ «Дон» Галина Лазарева. – Мы таким образом боремся с расклейщиками объявлений: в девяностые через суд по компенсации за расклейку объявлений мы себе даже кровлю сделали! Все очень просто: берется уборщица, тетя Маша. И расписывается полная смета того, что она затратила на то, чтобы оттереть эти объявления с фасада здания: такое-то количество моющего средства, одно ведро, одна швабра, несколько тряпок. Прилагаются чеки – и пишется письмо с просьбой компенсировать расходы в соответствии с законодательством России. Нам таким образом даже ростовский цирк за расклейку своих афиш был должен».
«Мы до сих пор привыкли говорить только о проблемах. Но из этого доклада становится ясно, что просто во многих случаях требуется перестроить мышление самих собственников жилья, настроиться на другой лад, на перспективы», – резюмирует заместитель министра строительства и ЖКХ Ростовской области Нелли Ткачева.