В России реформируют систему регистрации недвижимости. Новый глава государства Дмитрий Медведев упразднил сразу два ведомства – Роснедвижимость и Росрегистрацию. Теперь выполнять обязанности этих структур будет единый орган – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Чем это обернется для россиян, покажет время – работа в новом режиме начнется только в октябре. Однако уже сейчас чиновники и сами регистраторы заверяют: никаких дополнительных сложностей для регистрации прав собственности не возникнет.
С 1 октября нынешнего года функции Федеральной регистрационной службы и Федеральное агентство кадастра объектов (Роснедвижимости) будет выполнять единое ведомство – Росимущество, переименованное в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Оно же, в свою очередь, войдет в структуру Минэкономразвития. С инициативой реформирования выступил президент России Дмитрий Медведев практически сразу после своей инаугурации.
На днях министр юстиции Александр Коновалов заявил одному из федеральных информационных агентств, что решение реформировать систему регистрации недвижимости назревало давно. «Государство остро нуждается в наведении порядка в сфере учета недвижимости. Там полный беспорядок, простите за прямоту», – сообщил он. Также чиновник считает, что учетом недвижимости, составлением кадастров, статистикой, регистрацией прав и другими подобными вопросами должно заниматься одно ведомство, что и должно быть реализовано в рамках Минэкономразвития.
Чиновник пообещал, что административная реформа будет проведена максимально безболезненно и системных сбоев в работе не произойдет. Между тем эксперты считают, что подобная реорганизация правительства не может пройти бесследно и для простых россиян. Прежде всего волнения граждан связаны с возможностью усложнения процедуры оформления сделок с недвижимостью и увеличению бюрократических проволочек. Свои опасения эксперты подтверждают опытом реформ прошлых лет.
К примеру, журнал «Эксперт» напоминает, что в 2004 году полномочия по регистрации были переданы от региональных регпалат, которые находились в двойном подчинении у Минюста и местных администраций, федеральному ведомству – Росрегистрации. При этом были установлены единые для всей территории страны сроки (в один месяц) и тарифы. Однако преобразования показали тогда и негативную свою сторону. Изменение финансирования сократило зарплаты сотрудников и, как следствие, посыпались многочисленные увольнения, а из-за увеличения сроков регистрации и ожидания новых бланков и штампов возникла проблема огромных очередей клиентов.
Регистраторам пока еще не приходило официальных бумаг и постановлений, в которых бы были прописаны инструкции по изменению структуры УФРС. Правда, в ведомстве заверяют: новых очередей, которых так опасаются граждане, не появится.