Самый удивительный избирательный участок Ростовской области находится в поселке Персиановский — по данным избиркома, почти 98% из 1296 проголосовавших там поддержали на выборах действующего губернатора Василия Голубева. Корреспонденты 161.RU решили познакомиться с людьми, которые, судя по исходу голосования, поддерживают донского главу как никто другой.
Персиановский расположен в Октябрьском районе — в 50 километрах к северу от Ростова-на-Дону, у Новочеркасска. Его главные достопримечательности — Донской государственный аграрный университет и Кадамовский военный полигон, который в десять раз превышает поселок по площади. Местные говорят, что Персиановский, по сути, живет за счет студентов и военных.
Университет появился почти 180 лет назад, теперь там около 10 тысяч студентов — в основном приезжих. Мы пообщались с учащимися и педагогами. Среди студентов нашли лишь одного совершеннолетнего персиановца, который голосовал на минувших выборах. Он сказал, что поддержал коммуниста Евгения Бессонова.
Доцент аграрного университета говорит, что жизнью в Персиановском очень довольна. Ей нравится, что всё в поселке — в шаговой доступности.
— Между домом и работой — 15 минут. Есть новая современная больница, есть отдельная больница для студентов. Почта вот переехала в новое здание. В поселке есть две «Пятерочки», два «Магнита», много мелких магазинчиков. Есть кафешка «Сладкоежка» и даже Wildberries открыли, — воодушевленно рассказывает женщина. — К старой школе, например, пристраивают новый большой корпус. Жалко только, что из-за стройки деревья спилили. Ну, надо так надо.
Всего в ДонГАУ — более 400 преподавателей. Большинство голосовало в университетском Дворце культуры, часть — в клиническом корпусе вуза. Среди последних была и наша собеседница.
— Я голосовала за Голубева. Как-то человек уже проявил себя на этом месте, какие-то результаты, как-то деятельность его прослеживается. А тех товарищей… Ну я прочитала про них. Взять Бессонова — я не знаю его, он нигде не прозвучал. Вот Пятибратов… Кто это? Поскольку мне много лет, я слышала эту фамилию. Раньше один из председателей колхоза был с такой фамилией, может, между ними есть связь, может, они просто однофамильцы. Но я с ним [с другим Пятибратовым] не поладила тогда, — рассказывает педагог.
Во время прогулки с преподавателем встречаем ее приятельницу. Спрашиваем, ходила ли голосовать. Та отмахивается. Говорит, что на прошлых выборах работала председателем избирательной комиссии, и этого опыта ей хватило.
— Знаю, как там выбирают, — отвечает женщина.
В Персиановке работали шесть участковых избирательных комиссий. Первая группа — № 1555, 1556, 1564, на которых зарегистрированы более 3 тысяч избирателей. Явка на каждом из трех участков приблизилось к стопроцентной: 96,3%, 96,7%, 97,4%. Здесь посельчане оказались единодушны в симпатиях: по 80,81%, 97,61% и 87,52% голосов достались губернатору Голубеву.
При этом, по данным государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы», 13 сентября эти три участка были пусты — почти все избиратели проголосовали досрочно. В финальный день голосования на участки № 1555, 1556, 1564 пришли 22, 20 и 54 человека соответственно.
Вторая группа участков — № 1542, 1543 и 1544 — объединила чуть менее ответственных персиановцев. Здесь явка колеблется от 66 до 73%, а результат Голубева — около 80%. Согласно ГАС «Выборы» большинство голосов и тут пришлось на досрочку.
С директором дворца культуры ДонГАУ (там работала одна из участковых комиссий) Николаем Денисенко мы случайно познакомились на улице. По его словам, на участок в учреждении вряд ли пришло многим более 200 человек — по 50 каждый день досрочного голосования и 100 — 13 сентября.
— Я у себя и проголосовал. На голосовании мы удерживали местных, чтобы не было столпотворения; наплывы были все три дня, — говорит Денисенко. — В воскресенье много людей пришли, больше 100 человек. А в предыдущие дни… ну, по 50 человек приходило.
По данным ГАС «Выборы», на участке в ДК проголосовали 953 человека. 737 из них — за Голубева.
Несколько встречных жалуются, что в поселке нет бассейна, который обещали построить вместе с Центром культурного развития — именно в этом здании расположен участок №1556 с рекордными явкой 96% и 98% голосов за Голубева. По официальным данным, здесь губернатора поддержали 1265 из 1339 внесенных в списки избирателей.
Неподалеку встречаем двух мужчин. Спрашиваем, за кого голосовали.
— За отца нашего, за Голубева.
— С приходом военных открылось много сетевых магазинов. Всякие шашлычные вместе с ними, сервисы… — рассказывает продавец продуктово-пивного магазина Светлана. — Столовок много открылось, чтоб и студенты, и военные питались. А они ведь как чайки — им бы подешевле и побольше. В общем намного лучше стало.
Но Светлана видит и минусы — подорожали квартиры. Если раньше в Персиановке можно было снять жилье за 5 тысяч рублей с «коммуналкой», то теперь минимальная цена — 10 тысяч.
К разговору в магазине «Персик» присоединяется покупатель Сергей. На вопрос о том, живет ли он в Персиановском, отвечает: «К сожалению».
— Тут нет ничего хорошего и делать здесь нечего. Вот в «Персик» сходить только. У нас есть еще ресторан «Старый Рим», но цены там… Молодежь не ходит в него — все собираются здесь [в «Персике»] — по вечерам на улицу выносят столы. Большинство молодежи пьет, — сетует Сергей. — В Персиановке нет работы, а зарплаты — низкие, около 20 тысяч в среднем.
По словам Сергея, из-за военных студенты ДонГАУ боятся выходить на улицу по вечерам.
Почти все встреченные нами военнослужащие разговаривать не хотели. Единственным, кто ответил на наши вопросы, оказался командир отделения Владислав. Он заявил, что в поселке есть всё нужное для жизни. А голосовал военный за Голубева.
Местный батюшка посоветовал голосовать за того, кто верующий, и сказал, что в бюллетенях это должно было быть написано, рассказывает пожилая жительница Персиановки. И признается, что пришла на участок без очков и не разглядела информацию о кандидатах. Поэтому проголосовала за Василия Голубева.
На скамейках рядом с ДонГАУ отдыхают пенсионерки. Одной из них на вид — лет 85–90. По ее словам, за них с сестрой проголосовала племянница. Сама женщина даже не знает, кто участвовал в этих выборах. Она даже не смогла вспомнить свое имя.
— Я слепая, даже не распишусь. За меня всё сделали, — сказала в отношении выборов женщина, сидевшая неподалеку.
Всего в Персиановском корреспонденты 161.RU опросили 32 человека: действующего губернатора поддержали 10, 14 не пошли на выборы, два персиановца проголосовали за коммуниста Бессонова, трое отказались говорить о выборах, три пожилые женщины признались, что даже не знают, кому достались их голоса.
За день в Персиановском мы не нашли ни одного члена избирательных комиссий. Из дворца культуры, где был один из УИКов, направили в администрацию. Приема Алексея Бутенко, главы сельского поселения, прождали около получаса.
После краткой беседы с журналистами Бутенко позвонил кому-то по телефону. Едва слышимый голос на другом конце показался резким — еще до того, как сельский глава повесил трубку, стало ясно, что поговорить с участниками комиссии не получится.
— Председатели у нас сейчас выдыхают. Я позволений никаких давать не буду. Я думаю, что вам нужно обратиться к замглавы районной администрации, — вежливо ответил Бутенко. — И вообще я никаких комментариев не даю.