В этом году Законодательное собрание Ростовской области отмечает 20-летие. В своей профессиональной деятельности народные избранники касаются вопросов из самых различных сфер жизни, что обязывает их быть компетентными во всем. Особенно в том, что касается самых злободневных вопросов, которые волнуют каждого жителя донского региона. В беседе с корреспондентом 161.ru депутат Сергеей Шамшура ответил на вопросы оправданности введения энергопайков, судьбе Донбасса, индифферентности ростовчан и низкой туристической составляющей региона.
– В последнее время депутаты начали проводить в донских школах открытые уроки. Для чего это нужно?
– Открытые занятия приурочены к 20-летию Законодательного Собрания Ростовской области. Их задача – сформировать у подрастающего поколения понимание необходимости участвовать в выборах. Большая часть нашего населения, в действительности, индифферентны к выборам, они их просто игнорируют. Ни для кого не секрет, что явка в Ростовской области очень низкая, на муниципальных выборах едва дотягивает до 25%, тогда как в Крыму на референдуме она составила более 80%. Да, согласен, поводы такой активности несравнимы между собой, но сама цифра – это тот показатель, к которому необходимо стремиться. Согласитесь, у нас сейчас не найдешь человека, который бы искренне переживал за порядок, чистоту и внешний вид своей лестничной площадки, своего подъезда, не говоря уже об ответственности за судьбу своего города, своей области. Необходимо с самых ранних лет прививать ответственное отношение к родному краю, который начинается порогом дома и заканчивается границами нашего государства.
– В связи со сложной ситуацией на Украине как Вы оцениваете перспективы зоны Донбасса? Могут ли эти события отразиться на донском бизнесе?
– Конечно, проблемы на таможне, границе в целом накладывают отпечаток на бизнес-процессы. Сложившаяся ситуация несет в себе определенные неудобства и сложности для устоявшихся партнерских отношений. В то же время контакты в зоне Донбасса складывались на протяжении долгих лет. За несколько месяцев они не смогут быть разорваны. Кроме того, донской бизнес не настолько зависим от Украины, чтобы ощутить существенное влияние этого кризиса. Да, отдельные компании могут понести убытки, но о глобальной тенденции речи идти не может.
– Ни для кого не секрет, что вы управляете выставочным бизнесом в Ростовской области, и часть экспонентов Ваших выставок – украинские компании. Как события в соседней стране могут отразиться на КВЦ «ВертолЭкспо»?
– Опять же однозначного ответа дать невозможно. Безусловно, в условиях кризиса многие украинские компании секвестировали свои маркетинговые бюджеты, сконцентрировавшись на выполнении главных насущных задач. Тем не менее прошедшая в марте выставка «СТИМэкспо» продемонстрировала тенденцию к оттоку внутреннего (украинского) потребления и переориентации на внешние рынки. В частности, на российский, который привлекает украинские компании своей стабильностью.
– Как депутат Вы возглавляете подкомитет по туризму. Скажите, насколько развит туризм в нашем регионе, и какой из видов туризма Вы считаете наиболее перспективным?
– Основными показателями развития туристического направления выступают поток туристов и выручка от их пребывания в регионе. К сожалению, оба показателя у нас не очень велики. За год Ростовскую область посещает около миллиона человек, этого недостаточно при том потенциале, которым обладает наш регион. К тому же, 60% посетивших – деловые туристы. Следуя теории менеджмента, мы должны развивать свои сильные стороны. Тем более, нельзя не учитывать тот факт, что по статистике деловой турист тратит втрое больше обычного, поэтому специализация на этой отрасли должна стоять в числе выгодных и перспективных. Но это не значит, что остальные виды не будут поддерживаться. В Ростовской области набирает обороты относительно новый вид – экстремальный туризм. К примеру, на азовском побережье начал формироваться целый кластер. Наша задача – стимулировать его развитие и устанавливать правила игры для того, чтобы прогресс был продуманный, а не хаотичный.
– Как Вы относитесь к введению энергопайков? Оправдана ли эта мера и насколько она эффективна?
– Отношение двоякое. Вспоминаю фразу: хотели как лучше, а получилось как всегда. Энергопайки – это разумная инновация, она призвана стимулировать граждан и предприятия к энергосбережению. Проблема в реализации этой меры. Ее стали внедрять слишком быстро, работа с населением не была проведена на должном уровне. Людям не дали объяснений, почему поставлена именно такая цена в пределах и за пределами нормы. Им не рассказали и о том, как можно сократить энергозатраты, не дали на это времени. Конечно, результатом стало негативное отношение со стороны населения. Мне, как гражданину, также непонятны механизмы ценообразования. В свое время, когда в регионе строили АЭС, одним из аргументов за была возможность получения дешевой энергии. Тем не менее тариф в Ростовской области даже больше, чем во многих других регионах.
– Как, по Вашему мнению, необходимо изменить энергопайки для более эффективной их работы?
– На мой взгляд, необходимо расширить сроки реализации проекта, четче определить и, главное, донести людям саму суть и принципы формирования соцнормы. Возможно, необходимо было первоначально вдвое увеличить показатель и в течение трех лет приводить его к требуемому параметру. Таким образом, жители бы получили возможность адаптироваться и перестроить свою жизнь, сменить неэкономичные электроприборы. Люди должны осознать необходимость ресурсосбережения, вот над чем нужно работать в первую очередь.