Происшествия Пожар на нефтебазе Пролетарска эксклюзив «Очень рискованное мероприятие». Бывший летчик МЧС объяснил сложности тушения нефтебазы в Пролетарске с воздуха

«Очень рискованное мероприятие». Бывший летчик МЧС объяснил сложности тушения нефтебазы в Пролетарске с воздуха

Город с 18 августа задыхается от дыма

Военно-транспортный самолет Ил-76ТД («транспортный дальний»)

Источник:

При пожарах на нефтебазах рациональнее всего использовать самолеты Ил-76, считает бывший летчик МЧС, проработавший в ведомстве много лет. Корреспондент 161.RU попросил его прокомментировать, как проходит тушение пожаров на подобных объектах и в чём заключаются основные трудности.

— Нужна комплексная работа. Вначале Ил-76 сбивает большое пламя, потом очаги уже может гасить Бе-200. Но на тушение таких пожаров, конечно, эффективнее использовать Ил-76. Высказываю свое мнение, оно основывается на практике, — сказал собеседник редакции, попросив об анонимности, учитывая специфику вопроса.

Он рассказал, что сам участвовал в тушении пожаров на нефтехранилищах.

—  Мы за полчаса потушили то, что неделю горело, — тремя самолетами за полчаса. Было четыре сброса воды. Тоже десятитысячники горели. Так называются резервуары — десятитысячники.

Во вторник, 20 августа, Василий Голубев отчитался, что на прилегающую к нефтебазе территорию в Пролетарске дважды сбросили воду самолетами Ил-76 МЧС России. Других сообщений о работе авиации не было. Кроме того, это единственное сообщение о ситуации по нефтебазе в Пролетарске в телеграм-канале губернатора.

Сравнивая Бе-200, разработанный Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева для тушения природных и промышленных пожаров, и Ил-76 от московского конструкторского бюро С. В. Ильюшина, летчик подчеркивает, что второй способен перевозить 42 тонны воды. Возможности Бе-200ЧС — до 12 тонн.

«Представьте, или 42 тонны воды сбрасывает, или 9–12 тонн. Разница есть? Это вы или маленьким ведерком тушите пожар, или большим»

Бывший летчик МЧС рассказал, что пожары на нефтехранилищах тушат не пеной, а водой, в которую добавляют специальные растворы. Они создают обволакивающую пленку, прекращающую доступ кислорода к огню.

— Надо сказать, положа руку на сердце: это очень рискованное мероприятие — тушить вот эти вот резервуары с топливом. Тушение идет на очень малой высоте, и если взорвется емкость с топливом, последствия могут быть самые трагичные.

Последнюю официальную информацию о количестве пострадавших редакция 161.RU получила 22 августа. Замминистра региональной политики и массовых коммуникаций Сергей Тюрин тогда сообщил, что по состоянию на 8 утра четверга за помощью к медикам обратились 49 сотрудников МЧС, 15 из них госпитализировали в различные лечебные учреждения, остальным оказали амбулаторную помощь. На наш запрос от 27 августа в пресс-службе правительства ответили, что по пострадавшим спасателям в Пролетарске информации нет — ни по числу, ни по их состоянию.

Для тушения пожаров на самолеты Ил-76 устанавливается специальное оборудование — выливной авиационный прибор (ВАП-2). Он включает в себя два цилиндрических резервуара объемом по 21 тысяче литров огнегасящего состава каждый.

По оценкам специалистов, использование специальных растворов повышает эффективность тушения по сравнению с чистой водой в среднем в 2,8 раза. При этом увеличивается размер смачиваемой полосы, повышается надежность подавления очага пожара. ВАП-2 можно установить на любую модификацию самолета Ил-76 без доработок — это сокращает время готовности экстренных служб.

«Один из вариантов, который может рассматриваться: само прогорит, и всё»

—  При лесных пожарах, к примеру, могут устраивать встречный пал: зажигают негорящий лес, чтобы он шел навстречу огню. И вот два огня встречаются с разных направлений. И воды не надо, — говорит наш источник.

Власти ввели в Пролетарском районе режим ЧС. Согласно классификации МЧС России, чрезвычайная ситуация федерального характера возникает при количестве погибших и пострадавших свыше 500 человек. При необходимости привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. ЧС регионального характера устанавливается на территории одного субъекта, при этом количество погибших и пострадавших составляет от 50 до 500 человек. Ликвидация проходит за счет денег этого субъекта.

По информации МЧС России, один самолет Бе-200 на прошлой неделе направили на тушение лесного пожара в Тыве, распространившегося на сотни гектаров. В воскресенье, 25 августа, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поблагодарил российского лидера Владимира Путина за предоставление Турции самолетов-амфибий Бе-200 для тушения лесных пожаров.

— Благодаря использованию двух этих машин мы гораздо легче справились с тушением лесных пожаров, — цитирует ТАСС Эрдогана, выступавшего в эфире местных телеканалов по итогам заседания кабинета министров.

В 2021 году руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов говорил, что из 12 находящихся на балансе МЧС России самолетов Бе-200 «на крыле» находятся только 7 машин.

В мае 2018 года руководство ТАНТК имени Бериева, который производит Бе-200, заявило, что в 2020 году планируется поставить на самолет первый двигатель российско-французского производства SaM146 взамен украинского Д-436. Действующий на тот момент директор ТАНТК Юрий Грудинин отмечал, что процесс уже запущен, работа над реализацией проекта идет вместе с Объединенной двигателестроительной корпорацией.

ТАНТК имени Бериева управляет ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Выручка предприятия в 2023 году составила 13,4 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 527,8 миллиона рублей. До этого пять лет комплекс работал в минус. В год начала спецоперации убыток составил 1,84 миллиарда рублей.

В апреле 2019 года издание «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщало, что самолеты-амфибии Бе-200 будут оснащены российскими двигателями ПД-10. Изначально Минпромторг планировал заменить украинские двигатели Д-436ТП на российско-французские SaM146, которые устанавливают на пассажирские Sukhoi Superjet 100. Но поставка двигателя с комплектующими из страны — члена НАТО ставила под угрозу выполнение оборонзаказа, по которому Минобороны и МЧС рассчитывали взять до 20 новых машин. Примечательно, что в 2019 году двигателей ПД-10 еще не было: их только предстояло разработать.

Ранее 161.RU писал, что управление МЧС по Ростовской области никак не комментирует пожар на нефтебазе в Пролетарске. Обновленные данные перестали давать и в региональном правительстве.

Наш корреспондент Диана Кулыгина спустя неделю снова побывала в Пролетарске, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. За эти дни город успел пережить новый пожар, уничтоживший несколько жилых домов. Поначалу там собирали медикаменты для пожарных, теперь же местные сметают из аптек маски.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Надеюсь, она врет: взгляд журналиста 161.RU на дело директора донского специнтерната для стариков и инвалидов
Григорий Ермаков
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления