Здоровье Психофизиолог — о том, почему современным детям так трудно учиться в школе

Психофизиолог — о том, почему современным детям так трудно учиться в школе

Доктор психологических наук рассказывает про 3 кита (навыка) успешного школьника

Чтобы хорошо учиться, у ребенка должно быть много двигательной активности в течение дня
Источник:

Знаете ли вы хоть одного ребенка, который бы сознательно хотел стать двоечником? Согласитесь, всем нравится, когда их хвалят, рассказывает «Доктор Питер». Никто не получает удовольствия от критики. Почему же в начальной школе в каждом классе 12–15% детей не справляются с учебной программой? Причем с элементарными вещами — не могут научиться читать, писать, считать.

На бытовом уровне всегда считается так: если ребенок хорошо учится — он умный, плохо — глупый. Поэтому родители, думая о подготовке к школе, тренируют ребенка в чтении, письме, счете и развивают логическое мышление. Но давайте разберемся, что на самом деле обычно вызывает трудности с учебой у ребенка и можно ли сделать из двоечника отличника.

Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена.

Три кита успеваемости


— Есть три кита, на которых держится школьная успеваемость первоклассника, — говорит психофизиолог Виктория Ефимова. — Это сидеть неподвижно целый урок, внимательно слушать учителя (делать то, что он говорит) и работать в классе в одном темпе со всеми. Согласитесь, что про ум тут ничего нет. Здесь больше о способности управлять своим телом.

Трудности в учебе


Часто учителя предупреждают родителей первоклашек, что, прежде чем переживать, надо дать ребенку адаптироваться к школе. Но у многих детей проблемы возникают уже с первых дней обучения в школе и со временем не проходят, а увеличиваются как снежный ком.

— А всё потому, что в жизни ребенка не было трех китов, — объясняет психолог. — Требования в детском саду обычно не такие жесткие, как в школе, и в первом классе у многих детей возникает противоречие между тем, что от них требуют, и возможностями их нервной системы.

Представьте себе такую ситуацию: 20 студентов получили задание набрать на клавиатуре какой-то текст на скорость. Но 15 человек выполняют это задание на компьютере, а 5 студентов должны воспользоваться пишущей машинкой. Можно ли считать задание равноценным? В обоих случаях студенты будут нажимать пальцами на клавиши с изображением букв. Но на компьютере дело пойдет значительно быстрее, потому что часть работы выполняется в автоматическом режиме.

— Примерно такая же разница между учениками начальной школы с функционально зрелым мозгом и функционально незрелым, — объясняет Виктория Ефимова. — Детям, мозг которых действительно готов к школе, не приходится прикладывать огромные усилия для того, чтобы сидеть и слушать. Ресурсы мозга освобождаются для обучения чтению, письму, счету. Дети с незрелым мозгом погружены в борьбу с импульсами от своего непослушного тела.

Незрелый мозг можно «дорастить»


— Чаще всего у детей 6–8 лет незрелыми остаются те части мозга, которые находятся в глубине полушарий, — говорит психофизиолог. — Эти структуры мозга называются глубинными, или подкорковыми. И их развитие в основном должно завершиться еще до рождения ребенка. Но если на плод воздействовали какие-то «вредности», которые не позволили этому процессу завершиться до рождения (а это случается очень часто), то природа дает второй шанс. Подкорковые структуры можно «дорастить», давая мозгу задания, связанные с движением, с интенсивной работой мышц. Раньше это происходило естественным путем в каждой семье, но в мире гаджетов процесс этот оказался сильно нарушен.

Трудности в школе могут быть у ребенка, который в детстве мало...

  • ползал по полу до того, как научился ходить;

  • ходил и бегал по разным поверхностям (трава, песок, камни);

  • жевал твердую пищу с того момента, как появились зубы;

  • трогал поверхности с различными текстурами;

  • качался на качелях и катался с горки;

  • самостоятельно ел, одевался, умывался с раннего возраста;

  • помогал взрослым в хозяйственных делах.

— Вспомните, сколько времени современный ребенок проводит в манеже, в коляске, в автомобильном кресле, в тележке для покупок в супермаркете, — объясняет психофизиолог Виктория Ефимова. — А если вы рано дали в руки малышу планшет или смартфон, его двигательная активность автоматически резко сокращается.

В этот момент вы даже не поняли, что создали условия для того, чтобы ребенок стал невнимательным и гиперактивным.

— Мы с вами — биологические существа. Мозг ребенка должен пройти те же этапы развития, которые проходит мозг других млекопитающих, — говорит эксперт. — Эти этапы обеспечивают надежную связь мозга с телом. После того как ребенок научится координированно двигаться, у него появляется возможность долго сидеть, слушать, работать в темпе класса и знакомиться с абстрактными понятиями.

Решение проблемы


— Конечно, причины школьных трудностей бывают разными. Но самая распространенная — у ребенка плохо работают те системы мозга, которые отвечают за восприятие схемы тела и координацию движений, — рассказывает психофизиолог. — Это происходит потому, что дошкольнику и младшему школьнику необходимо двигаться не менее трех часов в день, чтобы мозг развивался нормально. У многих ли городских детей есть такая возможность? Ведь дворовые игры, которые незаметно для всех развивали детский мозг, ушли в прошлое.

Что происходит с младшим школьником, у которого возникли проблемы с учебой? После школы он делает домашнее задание, часто уже в первом классе появляются репетиторы. Его двигательная активность сокращается еще больше. Чтобы отдохнуть, он смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.

Как правило, проблемы с учебой увеличиваются пропорционально уменьшению двигательной активности в жизни ребенка.

Одно из решений проблемы — пройти неврологическую диагностику (с помощью приборов), которая позволит узнать, относится ли всё, о чём написано выше, к вашему ребенку. Эти методы оценивают работу подкорковых структур мозга, которые управляют движениями и вниманием. Например, АСВП — функциональное состояние ствола головного мозга, ЦВМВП — функциональное состояние вестибулярного аппарата, компьютерная постурография — состояние статического и динамического баланса, айтрекинг — автоматические движения глаз.

— По результатам этих исследований специалист составляет комплекс физических упражнений, который поможет преодолеть проблемы с учебой, — говорит Виктория Ефимова. — Но даже если у вас нет возможности прийти на диагностику, вы в любом случае не прогадаете, если увеличите двигательную активность ребенка до трех часов в день. Речь идет не о спортивных секциях, а о самых простых вещах: пройтись пешком, побегать, поиграть в мяч или бадминтон. Вы удивитесь — всё, что связано с уроками, пойдет гораздо легче.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Юлия
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Артем Краснов
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Виктория Федорова
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Рекомендуем
Объявления