После того как наш журналист Алиса Степанцова просидела 12 часов в поликлинике, но так и не узнала, болеет COVID-19 или нет, мы спросили у читателей, с какими трудностями они столкнулись в медучреждениях Ростова-на-Дону. 161.RU собрал подборку историй и комментарии регионального Минздрава, в который передали жалобы читателей.
Олег Уповалов:
— Бабушка без сознания пролежала дома почти сутки в ожидании скорой, Вызвали днем, [врачи] приехали глубокой ночью, констатировали кому и через пару часов — смерть. И всё. Отец лежит уже шестой день с температурой, до поликлиники не дозвониться — мать ездила сама, чтобы вызвать врача. Тот дал направление на госпитализацию и предупредил, что скорую ждать не менее трех суток и что, если есть возможность, лучше сделать КТ самим.
Очередь [на томографию] больше двух недель. Кое-как через знакомых смогли записаться раньше, будем делать за деньги, а пока ждем скорую для госпитализации. Сказали, что госпитализируют только по скорой, если сами приедете, никто не возьмет.
Если высокая температура, то и большинство коммерческих КТ вообще не возьмутся.
Ответ Минздрава:
— Делать КТ рекомендуется пациентам при среднетяжелом, тяжелом и крайне тяжелом течении респираторной инфекции. Исследования в стационарных условиях проводятся при показаниях к госпитализации. При подозрении на внебольничную пневмонию или COVID-19 врач может назначить или рентген грудной клетки, или КТ легких. Компьютерную томографию можно провести в МБУЗ КДЦ «Здоровье» и городской больнице № 4. С 24 октября исследование можно будет провести в БСМП. В будущем томографы появятся в городской больнице № 7 и поликлинике № 16.
С 1 сентября по 17 октября выполнено 4638 компьютерных томографий — в среднем по 98 исследований в день.
Анастасия Зеленкова:
— Скорую ждем с 9 октября (комментарий от 13 октября. — Прим. ред.). Направление на госпитализацию есть, также направление на КТ. Температура 37,5–39,5 °С. Вчера сами сделали КТ, платно. Показало 35% поражения [легких]. Каждый день вызываем скорую, ответ: «Ждите, очень много больных». Врача из поликлиники можно вызвать только личным посещением регистратуры. А телефон постоянно занят.
Елена:
— Две недели назад пришлось вызвать маме скорую из-за высокого давления 216 на 110, вызов приняли. В итоге мы прождали два часа. Давление, слава богу, сбили сами препаратами. А когда позвонила в скорую, сказали, что вызов принят, но бригада еще не выехала, мы этот вызов отменили. Нам сказали: «Хорошо, что вам уже лучше, не нервничайте».
Ответ Минздрава:
— Длительное ожидание скорой помощи может быть связано с тем, что повод для вызова не был неотложным — то есть оказание экстренной медицинской помощи не требовалось. Чтобы сократить время приезда скорой к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, с 10 июня количество специализированных бригад увеличили до 15, а с 14 августа продлили работу кабинетов неотложной медицинской помощи, куда передаются соответствующие вызовы. Задержка при госпитализации зависит от особенностей процесса приема и оформления пациентов — на время влияет еще и соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований.
Ольга Белякова:
— Заболели вдвоем с мужем. 8 октября оформила вызов врача через электронную запись в поликлинике № 16, никто не пришел. На следующий день сказали, что форма записи не работает. Зачем она на сайте — вопрос. Оформила вызов, меня сразу предупредили, что врача можно не дождаться. Ждали до 22:00, но никто не пришел. На следующий день вовсе не дозвонилась. Вот так мы лечились.
Ирина Комисарова:
— А до ковида чем лучше было? У меня был случай, когда пришла с температурой к терапевту, она назначила анализы. Но сдать можно только через две недели, ибо там очередь была на сдачу крови. И всё из-за диспансеризации. Получается, здоровые проходят обследование, а реально больные люди могут умереть, и никого этого не волнует.
Свекру нужно [сейчас] ездить на химиотерапию, но без анализа на ковид не принимают. Более того, в его поселке, который относится к району за 40 км [от Ростова], таких услуг нет. А в ближайшей поликлинике не берут анализы даже платно. Нет оборудования, хотя город — 19 тысяч человек. Неужели нельзя купить аппарат?
Только по месту проживания. Пока стояли в очереди в поликлинике, то узнали, что бабушки не могли дождаться квоты и сделали анализ за деньги.
Ответ Минздрава:
— В поликлиниках есть бригады медработников, которые собирают биоматериал для анализа на COVID-19. Список тех, кому сделают тест, «формируется по заявкам участковых врачей и службы неотложной помощи, исходя из медицинских показаний и предписаний Роспотребнадзора».
В обязательном порядке тестирование проходят:
люди с внебольничной пневмонией;
люди старше 65 лет с симптомами респираторного заболевания;
беременные на 38-й неделе и более;
врачи с риском инфицирования COVID-19 на рабочих местах;
те, кто контактировал с больным коронавирусной инфекцией на 8–10-й календарный день с даты последнего контакта.
Поликлиники проверяют на COVID-19 перед госпитализацией. Во остальных случаях люди могут делать тесты за деньги.
Анна Чекменева:
— Вчера ходила к терапевту. Для людей с симптомами ОРВИ — отдельный вход. В очереди простояла с 11:00 почти до 17.00. Если бы была с температурой, наверное, умерла бы в той же очереди. Причем в этот же кабинет стоят и те, кто уже выздоровел и пришел закрывать больничный.
Елена Петрухина:
— Муж после инфаркта. В поликлинику № 9 записаться к кардиологу невозможно — кардиолог в неделю принимает всего два раза по полдня. Ведется только электронная запись и то — только по четвергам с 7 утра. В 07:02 вся запись уже закрыта. Третью неделю пытаемся записаться.
Слава Богу, сегодня уловчились получить заветный талон на прием, радовались, как будто выиграли приз.
Ответ Минздрава:
— Нагрузка на муниципальные медучреждения выросла в разы, как и количество вызовов врачей на дом. Из-за этого увеличивается срок ожидания консультации. Все вызовы, которые принимают поликлиники, обслуживаются в течение суток. Чтобы сделать медпомощь более доступной, для работы на выездах привлечены сотрудники отделений профилактики и ординаторы РостГМУ.
Ольга Бекетова:
— Все ругают поликлиники, а я хочу похвалить. Заболела в пятницу [9 октября]. Как водится, думала, отлежусь в выходные. Потом пришлось отпроситься в понедельник. К вечеру поняла, что нет — совсем плохо. Собрала остатки сил и пошла в 20-ю поликлинику. Там есть фильтр, в котором принимают. Была девятая в очереди.
К чести сказать, никто не лез без очереди и на голове не стоял. Люди спокойно ждали очереди, стояли на расстоянии. Все были в масках. Периодически выходила врач и говорила, что у кого нет температуры, нужно идти в саму больницу. Я переживала, что не попаду, потому что пришла к шести, а принимали до восьми вечера. В начале восьмого я зашла. Очень милая женщина-врач, также медсестра. Всё спросили, записали, смотрели, написали назначение, и я пошла домой. Лекарства не было, и я вернулась чуть позже, чтобы спросить аналог. Так вот, в полвосьмого врач принимала последнего пациента, который занимал. То есть приняли всех.
Да, тяжело было стоять, и я могла бы вызвать врача на дом, но я была в состоянии дойти и попасть к врачу. Есть люди, которым хуже, а врачи реально на передовой. Если они заболеют, лечить будет некому. Дай Бог здоровья нашим врачам.
Просто надо быть терпимее, всем плохо — и больным, и врачам.
Ирина Попова:
— Я ходила к врачу на прошлой неделе. У меня астма, я задыхаюсь. Пришла к терапевту, попросила принять меня без записи, потому что невозможно ни записаться через сайт, ни дозвониться — 52-я в очереди.
Терапевт кричала на меня, что принимает только по записи, потом послала в фильтр. Там тоже была безумная очередь. В итоге простояла 2,5 часа и ушла домой. Больше стоять не было сил. Коридор битком, все стоят — и с температурой, и без. Это 42-я поликлиника на Еременко, 31. Вчера удалось записаться на 26 октября. Но при этом пишут, что мне надо явиться в регистратуру. Для чего запись электронная, если без явки в регистратуру она не действительна?