Психологи детского кризисного центра штата Мичиган (США) в 2012 году провели опрос школьников, чтобы выявить основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться детям в школе. В исследовании приняло участие более 1200 детей в возрасте 9-12 лет. За две недели до начала учебного года их спрашивали, чего они ждут от предстоящей учебы, а чего опасаются.
Исходя из своего опыта, психологи предполагали, что основными страхами детей станут конфликты со сверстниками или учителями, скрытое и явное домашнее насилие, которое учащается именно во время учебного процесса. Однако неожиданно для психологов в пятерку лидеров ворвалась еще одна проблема. Многие дети написали, что с началом занятий в школе у них портятся отношения с родителями. Поясняя свои страхи, дети высказывали причины, которые, на их детский взгляд, и приводят к такой ситуации: «Мама обо мне забывает», «Я раздражаю отца», «Со мной никто не разговаривает». Но точнее всего проблему обозначил 11-летний школьник из Траверс-сити: «Школа отнимает меня от семьи».
«Тенденция современного общества такова, что родители отгораживаются от своих детей школой, внеклассными занятиями, спортивными секциями, – поясняет директор детского кризисного центра штата Мичиган Кэрран Блант. – Особенно четко это прослеживается в городах: в них в большинстве своем живут семьи с достатком ниже среднего, а потому работать вынуждены оба родителя».
При этом данная проблема характерна и для российской действительности: для ребенка начало учебного года, как правило, означает начало гонки между учебой в школе и дополнительными занятиями. И даже если опустить момент усталости, а местами даже и вредности такой нагрузки, данная ситуация хранит еще один подводный камень, о котором родители не знают или забывают.
«Стремление дать ребенку все самое лучшее, вырастить его образованным и здоровым человеком похвально, но здесь мам и пап подстерегает ловушка – делегирование не только ответственности, но и любви, – предостерегает семейный психолог Наталья Дрозд. – Отдавая ребенка в спортивные секции, на курсы английского или в музыкальную школу, родители выключают себя из процесса воспитания. Они словно сдают ребенка в аренду».
Для ребенка очень важно, насколько родители эмоционально включены в его жизнь: переживают ли они за его неудачи, радуются ли его успехам, знают ли, о чем он мечтает и к чему стремится. К сожалению, зачастую эмоциональное включение в жизнь своего чада происходит только на негативном уровне: его ругают за плохие отметки, им недовольны, в нем разочарованы. Получая ответную реакцию только в таком ключе, ребенок невольно замыкается и дистанцируется от родителей. То же самое происходит и с их стороны: чтобы лишний раз не расстраиваться, родители перестают интересоваться жизнью сына или дочки. Дистанция увеличивается каждый день понемногу и через несколько лет превращается в непреодолимую пропасть.
Чтобы родителям понять, не отдаляются ли они от своего ребенка, Кэрран Блант придумала небольшой опросник. В нем всего пять вопросов:
От кого вы узнаете о достижениях своего ребенка: от учителя или от самого ребенка?
От кого вы узнаете о трудностях своего ребенка: от учителя или от самого ребенка?
К кому вы обращаетесь, чтобы выяснить причину конфликтной ситуации, в которую попал ваш ребенок: к педагогу, к самому ребенку, к другим участникам ситуации?
К кому вы обратитесь, чтобы побольше узнать о других детях, которые учатся (посещают кружок или секцию) вместе с вашим ребенком: к учителю, который ведет занятия, к родителям других детей, к вашему ребенку?
Способны ли вы 30 минут вести непринужденный разговор, затрагивающий сферу увлечений вашего ребенка, не сбиваясь при этом на вопросы организационного характера (удобство расписания занятий, стоимость формы и принадлежностей, методы преподавания, наличие/отсутствие конфликтов в коллективе и т.д.)?
Честно ответив на эти вопросы, любой родитель увидит, какое место в его действительности занимает эмоциональная сторона жизни ребенка. Последний вопрос многих родителей ставит в тупик, потому что большинство из них считают, что не обязаны погружаться в то, что изучает или чем увлекается их чадо.
«Именно такое погружение и дает эмоциональную близость. Важно не просто купить ребенку телескоп или записать его в секцию хоккея, важно переживать с ним все значимые события – вместе наблюдать астрономические явления или знать спортивную терминологию, чтобы общаться с ребенком в плоскости его увлечения, – считает Наталья Дрозд. – Ребенку будет приятно, что его папа или мама может отличить риттбергер от тулупа или что родители участвуют в собирании его коллекции марок».
Конечно, такое включение в жизнь ребенка, особенно если он в семье не один, требует большого терпения и сил – душевных и физических. Но в этом и заключается работа – быть родителями. В таких семьях дети вырастают более уверенными в себе, увлеченными. И, что немаловажно, они гордятся своими родителями.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com