Полная остановка кровообращения в организме может спасти человеку жизнь. Такой вывод сделали хирурги Дорожной клинической больницы СКЖД еще три года назад. Тогда они впервые вылечили пациентку, охладив ее тело до 14 градусов и остановив в нем практически все жизненные процессы для проведения операции. О том, как временная клиническая смерть помогает лечить пациентов, рассказал руководитель центра сердечно-сосудистой хирургии Дорожной клинической больницы СКЖД, доктор медицинских наук Аркадий Углов.
Своих пациентов с диагнозом «расслаивающая аневризма аорты» доктор Аркадий Углов называет «везунчиками». При разрыве восходящей аорты, питающей в том числе и головной мозг, у них не произошло мгновенной смерти. А это значит, что теперь у них появился шанс на спасение: операция с использованием технологии циркуляторного ареста. Операция редкая и сверхсложная: хирургической бригаде необходимо погрузить пациента в состояние тотальной гипотермии и успеть оперативно восстановить поврежденный участок аорты.
«В нашей стране и в целом в мире достаточно мало хирургов, которые умеют это делать, а уж тем более в условиях, когда расслоение стенок сосудов захватывает отделы аорты, питающие непосредственно головной мозг, – отметил Аркадий Углов. – Когда это происходит, существует только один способ – необходимо полностью прекратить кровообращение и добиться состояния сухой аорты. Для этого мы охлаждаем тело человека, вводим его в состояние глубокой гипотермии, иногда до 14 градусов, и после этого приступаем к основному этапу операции».
По словам Аркадия Углова, основной этап операции необходимо завершить в течение часа. За это время хирургическая бригада должна успеть возобновить кровообращение в аорте и вернуть человека к жизни. Показатели свыше 65 минут значительно увеличивают риски осложнения.
«Мы не можем долго оперировать при выключенном мозге. За три года у нас было несколько таких операций. В одном случае период остановки кровообращения длился 65 минут, в другом – 62. Потом проходил процесс согревания больного. В общей сложности операция длилась от 7 до 12 часов, – рассказал руководитель центра сердечно-сосудистой хирургии. – Это вершина деятельности любой хирургической бригады. Редко кто добивается такого состояния коллектива, который готов оперировать подобных больных».
Неготовность многих хирургов проводить операции с циркуляторным арестом объясняется множеством факторов. Одним из них является психологический – трудно преодолеть себя и взять ответственность за исход операции. Оперировать сложно в связи с состоянием самой ткани аорты: если она уже была не способна удерживать напряжение, то любой неаккуратный шов может привести к разрыву в зоне шва, а это приведет к катастрофе. Этот факт требует высочайшего профессионализма оперирующих хирургов.
«Это тяжелая многочасовая операция, и ее результат не всегда очевидный. Те специалисты, которые берутся за такую работу, должны быть уверены не только в себе, но и во всей бригаде, которая работает с ними. На операции с циркуляторным арестом работает бригада из десяти специалистов», – говорит Аркадий Углов.
Доктор пояснил, что циркуляторный арест – это всего лишь анестезиологическое пособие, которое позволяет выполнять сверхсложные операции. Кстати, приоритет в этой области принадлежит нашей стране. Технологию внедрил известный российский кардиохирург Евгений Мешалкин. Также в условиях ареста врачи Дорожной больницы лечат больных с тромбоэмболией легочной артерии. Это категория пациентов, которые перенесли тромбоз вен и, как осложнение, – эмболию сосудов легких с нарушением легочного кровотока. В результате человек либо внезапно умирает, либо погибает позже в тяжелых муках из-за формирования дыхательной недостаточности.
«Были интересные операции у двух пациентов, аналогов которых я не нашел в доступной медицинской литературе. У одного из пациентов была опухоль почки, которая привела к тромбозу, тромб вырос до уровня предсердия. Он полностью блокировал кровоток ниже уровня сердца. Человека раздуло как шар. Боли были настолько интенсивные, что не снимались наркотическими анальгетиками, больного вводили в наркоз, чтобы снять боль. К нам пациента транспортировали из Барнаула на самолете. В операции ему отказали все, к кому обращались. Мы сделали операцию. Прошло четыре года, человек жив, здоров. Теперь все хорошо», – рассказал Аркадий Углов.
Таких везунчиков, как пациент из Барнаула, в практике доктора насчитывается семь. Три из них имели диагноз «аневризма аорты» и четыре – «тромбоэмболия легочной артерии». Они смогли вовремя попасть к нужному специалисту. По словам руководителя центра, подобная операция пока не имеет государственного финансирования и считается дорогостоящей. Она обойдется пациенту в среднем в 350-400 тысяч рублей. Большую часть от этой суммы необходимо затратить на расходные материалы, которые будут использоваться только на основном этапе операции.
Оборудование и профессионализм специалистов центра сердечно-сосудистой хирургии Дорожной клинической больницы СКЖД позволяют выполнять практически любые операции на сердце и сосудах у взрослых. Врачи центра выполняют практически любые операции на сердце в условиях искусственного кровообращения, на бьющемся сердце, а также в условиях циркуляторного ареста, тотальной гипотермической остановки кровообращения.
Фото: Фото ГК Rugion и Дорожной больницы СКЖД