Сегодня трудно представить современного дошкольника, который бы не посещал какую-нибудь «развивалку». В каждом районе города их десятки, и число это продолжает расти. О чем сигналит такая тенденция? О том ли, что наши дети становятся все глупее и, чтобы их подтянуть до среднего уровня, приходится прибегать к помощи психологов и педагогов? Или все же о том, что в современном обществе дошкольные развивающие заведения – это лишь дань моде?
Дети как способ самоутверждения
Развивающие курсы, детские клубы, школа для самых маленьких – какие только формы не принимают современные «развивалки»! При этом и функции они выполняют разные: где-то действительно дают какое-то дополнительное образование, чаще всего – иностранный язык, где-то корректируют поведенческие или логопедические проблемы, но большинство из этих заведений дублирует функцию детского сада.
Мода на подобные детские клубы к нам пришла с Запада и, как и многие пришлые нововведения, тут же получила специфический российский окрас.
«В Европе или Америке «развивайки» создавались в первую очередь для того, чтобы помочь социализироваться детям с различными отклонениями, – рассказывает детский психолог, логопед Виталий Сластенин. – Идея совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих проблемы, скажем, со слухом или с передвижением, давно витала в воздухе и начала воплощаться в конце 80-х годов. Тогда-то и потребовались всевозможные развивающие центры, которые помогали деткам, отстающим в психическом или физическом развитии от своих сверстников, подтянуться до нужного уровня. Важно было не просто погрузить особого ребенка в детский коллектив, но и подготовить его, чтобы он не чувствовал себя изгоем».
Переняв западные методики, россияне тут же стали применять их на всех детях подряд.
«Сегодня 90 процентов детей, посещающих всевозможные развивающие центры, не имеют никаких показаний для коррекционного обучения, – говорит педагог дошкольного образования Марина Евстигнеева. – Дети ходят туда, потому что отдавать свое чадо в «развивайки» среди родителей стало модным».
«Здесь есть еще такой неприятный для многих родителей момент, как ответственность, – поясняет Виталий Сластенин. – Если ребенок, не дай бог, будет выглядеть глупее на фоне других детей, то спросят в первую очередь с родителей, мол, как вы допустили такое? И поэтому очень удобно переложить ответственность на педагога детского центра, мол, мы ему чадо доверили, а он…»
Плохая мать – хорошая мать
«Девочки, посоветуйте хороший детский развивающий центр. Нам два года три месяца. Очень хочу дать своему сынишке самое лучшее», – пишет форумчанка Звезда Севера. В большинстве случаев поиск хорошей «развивалки» продиктовано стремлением мамы дать ребенку самое лучшее. Практически все мамы, которые водят детей в такие заведения, уверены, что это делает их хорошими матерями.
«По сути, женщина, передавая полномочия на развитие своего ребенка другому человеку, расписывается в собственном бессилии, – выдает диагноз семейный психолог Наталья Дрозд. – Все эти походы в детские центры есть не что иное, как завуалированное заявление «я не знаю, что мне делать с моим ребенком», страх остаться с малышом один на один».
Если посмотреть на деятельность детских курсов поближе (сейчас не будем брать в расчет специализированные программы), то там с детьми не занимаются ничем таким, чего бы не могла сделать мама. Педагог лепит, рисует, поет песенки, разучивает стихи вместе с детьми – словом, просто занимает их время. То же самое мама может делать с ребенком сама, но ленится или боится.
«Развивайки – это зло. Мамы разучились общаться с собственными детьми. Гулять им некогда, печенье вместе испечь некогда, в настольную игру сыграть некогда, зато три часа тратить на дорогу в развивайку и сидение там – находим», – пишет в отзывах читательница сайта Doctor.ru.161.ru.
Еще одно заблуждение мам – это отложенная благодарность ребенка. Им кажется, что дети, воспитанные в бесконечной череде курсов, кружков и центров, будут безмерно благодарны лучшим в мире родителям.
«На самом деле, если выросший ребенок и осознает полезность данного мероприятия, то благодарность будет испытывать к педагогу, а не к родителям, потому что именно педагог научил, увлек, открыл интересный мир, а не мама с папой, – считает учитель начальных классов Евгения Анфалова. – Кроме того, в нашей памяти всегда остаются те, кто уделял нам больше времени, внимания, душевной теплоты. Родителям, кидающим ребенка с одного кружка на другой, просто нет места в этой системе координат. Это станет основой для конфликтов и взаимопретензий в будущем».
Вот и получается, что детские развивающие центры кормят различные родительские комплексы. Одни мамы боятся остаться наедине с ребенком, не знают, чем занять его, другим просто лень тратить на это время, третьи переживают, что их ребенок будет выглядеть отсталым, четвертые не хотят отставать от Ивановых-Петровых-Сидоровых. Взрослые решают свои личностные проблемы за счет времени и сил ребенка. Возможно, не стоит пихать свое чадо в лучший из лучших развивающий центр, а обратиться к психологу и начать избавляться от своих комплексов?