Ричард Айбах и Стивен Мок, психологи из Университета Уотерлу (Канада), решили исследовать, какую роль в представлениях о материнстве и отцовстве играют самооправдания и самообман. В частности, ученых интересовали экономические затраты на детей. В исследовании участвовали 80 отцов и матерей, имеющих хотя бы одного ребенка младше 18 лет.
Половину участников исследования ученые постарались настроить на мысли об экономических затратах на детей. Другой половине родителей дали прочитать те же документы, но они был дополнен информацией о финансовых преимуществах материнства и отцовства. После этого ученые провели два психологических теста, чтобы узнать, насколько человек идеализирует родительские обязанности и насколько комфортно он себя чувствовал во время предыдущего эксперимента.
Оказалось, что родители из первой группы чувствовали сильный эмоциональный дискомфорт. Но если им вначале предоставляли возможность идеализировать родительское счастье и семейную жизнь, то негативные эмоции исчезали. В другом исследовании ученые также заставляли родителей думать либо только о недостатках материнства и отцовства, либо как о недостатках, так и о преимуществах их жизненного выбора. Согласно результатам этого эксперимента, родители, настроенные на мысли о высокой цене материнства или отцовства, сообщали, что они больше радуются совместным занятиям с детьми и намерены провести больше времени с ребенком в выходной.
Авторы исследований объясняют, что в прошлом дети фактически приносили прибыль. Они с раннего возраста работали на фермах или приносили домой зарплату. В то же время воспитание детей никогда еще не было таким дорогим. По мере того, как «выгода» от детей уменьшается, а их «стоимость» возрастает, идея об эмоциональных преимуществах воспитания детей становится все более популярной. Ученые говорят, что идеализация родительского счастья – это психологический феномен, присущий лишь современному обществу.