Прямо сейчас TikTok — самая популярная в мире социальная сеть. Только в России тик-токи — чаще всего короткие видео под музыку — смотрят более 18 миллионов пользователей. Корреспондент 161.RU поговорил с ростовским блогером Даниилом (@dany.markoff), на страничку которого подписаны 1,8 миллиона человек. Мы побеседовали с ним о TikTok, медийности и алгоритмах популярной соцсети.
«ЕГЭ и образование — это бессмысленно»
Даня окончил школу в этом году. В мае ему исполнилось 18 лет. Сейчас в TikTok-аккаунте молодого ростовчанина — 1,8 миллиона подписчиков, в Instagram — почти 400 тысяч.
— Я мечтал стать блогером, научился хорошо монтировать видео и 4 года делал ролики для YouTube. Но там они набирали мало просмотров. Потом узнал, что подруга пользуется TikTok: увидел, что на одном из ее роликов 600 лайков, и захотел так же. Зарегистрировался 1 января 2019 года. Первый клип, который сделал, был беспонтовым, там я говорил что-то вроде: «Привет, меня зовут Даниил, и я теперь в TikTok». Потом снял удачный тренд — он собрал 18 тысяч просмотров, далее — простой видос с помощью квадрокоптера, и вот после него получил 600 тысяч зрителей, — рассказывает Даня.
«Тренд» на языке тиктокеров — это видео, снятое по часто повторяющемуся сценарию. Его можно сравнить с челленджем, но это другое. Каждый переснимает тренд по-своему — отсюда в TikTok сотни роликов, записанных под одну и ту же музыку.
— Мой первый тренд, который собрал просмотры: нужно было войти в шкаф в одной одежде, а выйти — в другой. Такие видео легко монтировать, — делится секретами блогер. — А когда просмотры всех моих роликов перевалили за 500–600 тысяч, я вообще почувствовал себя звездой.
Подростковую мечту стать знаменитым Даня исполнил за первые полгода в TikTok, когда собрал полмиллиона подписчиков и начал зарабатывать на контенте. Тогда еще 10-классник начал зарабатывать до 500 тысяч рублей в месяц. Его стали узнавать на улице, просить сфотографироваться.
Тиктокер считает, что для воплощения мечты не нужно образование.
— Последние полгода в школе был на свободном посещении. ЕГЭ не сдавал, потому что я не планирую никуда поступать — это бессмысленно. Я мечтаю о другом — хочу заняться музыкой и поехать в Америку. Там живут самые популярные TikTok-блогеры. В будущем хочу открыть бизнес, а для этого не нужен диплом, — считает Даниил Марков.
Грязь, враньё и хайп — как раскрутить аккаунт в TikTok
Поначалу Даниил снимал не только развлекательные, но и социальные ролики, которые собирали по 10–12 миллионов просмотров. Вскоре ему надоело. В TikTok намного проще раскрутиться на острых и понятных каждому темах.
— Когда просмотры начали падать, я решил, что нужно хайпить. Один из самых популярных тиктокеров в Америке — Пейтон (@payton). Все русские девочки считают его чуть ли не богом. Я решил сыграть на этом: смонтировал видео, где будто бы встретился с ним и спел песню. Это выглядело реалистично, поэтому все поверили. Я не сразу остановился — сделал еще несколько роликов. Моя медийность выросла в разы, но когда я признался, что это всего лишь выдумка, меня захейтили. Но черный пиар — тоже пиар, — считает 18-летний блогер-миллионник.
«Захейтить» — это значит засыпать негативными комментариями. Обычное дело для русскоязычного TikTok. По словам Даниила, нигде в мире нет настолько токсичной аудитории. Многие тиктокеры получают популярность благодаря интригам, ссорам и спекуляции на отношениях. Еще одна популярная категория — «кринжовые» видео. Кринж (не путать с «краш») — это разновидность «испанского стыда», что-то неловкое и глупое. Зрителю стыдно за действия человека на кринжовом видео.
— Если ты очень красивый или талантливый, то можешь прославиться и без этого, — говорит Даниил. — Но вообще я думаю, что интернет сильно испортил подростков. Они хейтят почти что всё, даже то, что им нравится.
По словам блогера, алгоритмы TikTok непредсказуемы: иногда качественные видео никто не смотрит, интересные задумки тонут в потоках кринжа.
— У моей знакомой тиктокерши Ники аккаунт вырос на 1,5 миллиона человек после видео, где она смешным голосом говорит «Это мой "Порш-Каен"». Меня это поражает. Но стоит еще сказать, что TikTok — это площадка, где не нужно платить за продвижение. Я ни копейки не вложил в свой аккаунт. Известным может стать любой, — поясняет герой.
Еще недавно самым популярным контентом в TikTok были липсинки — ролики, в которых тиктокер открывает рот под известную песню, отрывок из фильма и речь других популярных блогеров. Это заходит и сейчас.
— Еще аудитории TikTok нравятся эксперименты и обзоры. Например, что будет, если человек выпьет семь литров воды за час и расскажет об этом. Так я снимал обзор на процедуру отбеливания зубов. Результат показал в конце клипа всего на секундочку. Это бесит людей, но такие видео набирают просмотры — минимум полмиллиона. Зрители пересматривают и скачивают их, чтобы внимательно всё разглядеть, — поясняет Даниил.
Блогера беспокоит, что никто из подписчиков не знает, какой он на самом деле. Раньше Даниила задевали негативные комментарии, но теперь перестал читать хейтеров.
Стоит добавить, что аудитория TikTok взрослеет, им начинают пользоваться даже государственные организации. Например, в феврале Минздрав Ростовской области запустил свой канал в молодежной соцсети — это онлайн-дневник от лица ВИЧ-инфицированного.